Главная / Консультации / Общий аудит / О налогообложении таможенным НДС и таможенными пошлинами стоимости судна, ввозимого на территории РФ, которое подлежит регистрации в РМРС

О налогообложении таможенным НДС и таможенными пошлинами стоимости судна, ввозимого на территории РФ, которое подлежит регистрации в РМРС

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

29.01.2024
Вопрос

Организация планирует приобрести у иностранного поставщика и ввезти судно на территорию РФ, которое будет зарегистрировано в РМРС. Судно может быть продано на территории РФ новому собственнику или передано в лизинг с правом выкупа.
Вправе ли в этом случае Организация применять льготу и не уплачивать ввозной НДС и таможенные платежи?
Ответ

Телеграм-канал https://t.me/knk_audit Бухучет, налоги, нововведения, прослеживаемость, иностранные компании, сложные случаи



Включение судна в реестр РСРМ является самостоятельным основанием для применения льготы в виде освобождения от уплаты ввозного НДС в силу пункта 12 статьи 150 НК РФ и в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины, предусмотренного Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130, Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728, Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 448.

Передача судна, зарегистрированного в РМРС в лизинг, или его продажа новому собственнику не являются основанием для утраты декларантом, ввозившим судно, права на применение льготы по ввозному НДС и ввозной таможенной пошлине, при условии, что судно не исключается из РМРС.

Обоснование:

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Соответственно, в общем случае при ввозе товаров на территорию РФ, возникает объект налогообложения НДС.

Пунктом 12 статьи 150 НК РФ установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов (далее - РМРС), а также судов, подлежащих регистрации в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».

Таким образом, при ввозе на территорию РФ судов, подлежащих регистрации в РМРС, предусмотрено освобождение от уплаты НДС.

В соответствии с пунктом 7.1.6 Решения Комиссии Таможенного союза «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза» от 27.11.2009 № 130 от ввозной таможенной пошлины освобождаются плавучие суда, регистрируемые в международных реестрах судов, установленных законодательством государств - участников таможенного союза. Для предоставления льготы, предусмотренной настоящим пунктом, в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации декларант обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в международном реестре судов, а также иные документы, установленные законодательством государств - участников таможенного союза;

В силу пункта 9 Решения Комиссии Таможенного союза «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза» от 15.07.2011 № 728 плавучие суда, регистрируемые в международных реестрах судов, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при условии представления в таможенный орган свидетельства о регистрации судна в международном реестре судов, а также иных документов (платежных документов), установленных законодательством государства - члена Таможенного союза. В случае непредставления указанных документов суда, регистрируемые в международном реестре, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при наличии обязательства о представлении указанных документов в течение 45 дней с даты регистрации декларации на товары. При исключении судна из международного реестра таможенная пошлина подлежит уплате не позднее дня, следующего за днем исключения этого судна из международного реестра, за исключением случаев фактического вывоза судна с таможенной территории Таможенного союза.

Из приведенных положений следует, что суда, ввозимые на территорию РФ, освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин при условии, что в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации декларантом представлено в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в РМРС.

В Письме Минфина РФ от 06.12.2011 № 03-07-08/344 были даны следующие разъяснения:

«Согласно пп. 4 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ввоз товаров на территорию Российской Федерации признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Перечень товаров, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации, установлен ст. 150 Кодекса. Так, в соответствии с п. 12 данной статьи Кодекса не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость ввоз на территорию Российской Федерации судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов (далее - РМРС).

Следует учитывать, что применение налога на добавленную стоимость в отношении товаров, освобождаемых от налогообложения этим налогом при ввозе на территорию Российской Федерации, в том числе судов, подлежащих регистрации в РМРС, осуществляется в порядке, определенном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Положениями ст. 200 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, считаются условно выпущенными и могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот. При этом такие товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.

Применение таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления при условном выпуске товаров на территории Российской Федерации регламентируется ст. 229 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". В соответствии с п. 4 данной статьи в случаях, когда таможенным органом был осуществлен условный выпуск в связи с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, по истечении пяти лет со дня выпуска товаров указанные ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами прекращают свое действие. При этом на основании п. 5 ст. 229 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать более короткие или более продолжительные сроки действия вышеуказанных ограничений.

Учитывая изложенное, условием применения освобождения от налога на добавленную стоимость в отношении ввозимых на территорию Российской Федерации судов, подлежащих регистрации в РМРС, является нахождение таких судов в РМРС не менее 5 лет со дня выпуска указанных судов таможенными органами. При этом смена собственника судна не является нарушением условия предоставления данного освобождения в случае, если в результате такой смены судно не исключается из РМРС. Поэтому при переходе права собственности на ввезенное судно, зарегистрированное в РМРС, от одной российской организации к другой российской организации на основании договорных обязательств между ними, в том числе от лизинговой компании к лизингополучателю по истечении срока лизинга (5 - 7 лет), без исключения указанного судна из РМРС налог на добавленную стоимость не уплачивается».

Коллегия Налоговых Консультантов, номер ОДИН в реестре аудиторов ОЗО,

оказывает весь комплекс аудиторских, консультационных и юридических услуг +7915-329-02-05, ab@knka.ru

В Письме Минфина РФ от 29.11.2019 № 03-07-11/93025 было отмечено следующее:

«…согласно пункту 12 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов (далее - РМРС). Налоговым законодательством не установлена обязанность налогоплательщиков исчислить и уплатить налог на добавленную стоимость, от которого он был освобожден при ввозе в соответствии с указанной статьей 150 Кодекса, если данное судно было в дальнейшем реализовано этим налогоплательщиком».

В Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 06.07.2020 № Ф06-62790/2020 по делу N А06-7136/2019 сделаны следующие выводы:

«…включение судна в Российский международный реестр судов является самостоятельным основанием для предоставления декларанту таможенных преференций в виде освобождения от взимания налога на добавленную стоимость и ввозной таможенной пошлины, право на использование которых утрачивается при исключении судна из реестра».

Схожий вывод следует из Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 07.03.2018 № 308-КГ17-13459 по делу № А32-9485/2016:

«Федеральным законом от 20.12.2005 N 168-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов" в целях создания экономических, юридических, организационных и других необходимых условий, обеспечивающих функционирование российских и иностранных судов, имеющих все преимущества "удобного" флага учрежден Российский международный реестр судов, одним из экономических условий функционирования которого является особый режим импорта судов.

В силу пункта 12 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, освобожден от взимания налога на добавленную стоимость.

На основании пункта 7.1.6 решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза" плавучие суда, регистрируемые в международных реестрах судов, установленных законодательством государств - участников таможенного союза, также освобождаются от взимания таможенных пошлин. Для предоставления данной льготы в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации декларант обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в международном реестре судов, а также иные документы, установленные законодательством государств - участников Таможенного союза.

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 448 "О порядке предоставления тарифной льготы в виде освобождения от обложения ввозной таможенной пошлиной судов, регистрируемых в Российском международном реестре судов" ввозная таможенная пошлина подлежит уплате лицом, в собственности которого находится судно, не позднее дня, следующего за днем исключения этого судна из реестра.

Анализ названных положений позволяет сделать вывод о том, что включение судна в Российский международный реестр судов является самостоятельным основанием для предоставления декларанту таможенных преференций в виде освобождения от взимания налога на добавленную стоимость и ввозной таможенной пошлины, право на использование которых утрачивается при исключении судна из реестра».

Из Определения Верховного Суда РФ от 06.08.2018 № 162-ПЭК18 по делу № А32-9485/2016 следует:

«Руководствуясь положениями Федерального закона от 20.12.2005 N 168-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов", пункта 12 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 7.1.6 решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза", пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 448 "О порядке предоставления тарифной льготы в виде освобождения от обложения ввозной таможенной пошлиной судов, регистрируемых в Российском международном реестре судов", Судебная коллегия пришла к выводу о том, что включение судна в Российский международный реестр судов является самостоятельным основанием для предоставления декларанту таможенных преференций в виде освобождения от взимания налога на добавленную стоимость и ввозной таможенной пошлины, право на использование которых утрачивается при исключении судна из реестра.

Обстоятельства, исключающие судно "ANICHKOV BRIDGE" из Российского международного реестра судов в связи с заключением договора тайм-чартера, таможенным органом и судами не установлены».

Отметим, что Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 448 предусмотрено следующее:

1. Установить, что суда, регистрируемые в Российском международном реестре судов (далее - реестр), освобождаются от обложения ввозной таможенной пошлиной при условии представления декларантом в таможенный орган таможенной декларации с приложением свидетельства о регистрации судна в реестре и копии документа об уплате государственной пошлины за регистрацию судна в реестре.

3. В случае исключения судна из реестра ввозная таможенная пошлина подлежит уплате лицом, в собственности которого находится судно, не позднее дня, следующего за днем исключения этого судна из реестра.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 26.02.2013 № 12571/12 по делу № А42-8999/2011 была рассмотрена следующая ситуация:

«Как усматривается из материалов дела, в период с 12.09.2011 по 24.10.2011 таможней проведена камеральная проверка соблюдения обществом "СЗСК" условий по пользованию и распоряжению условно выпущенным товаром - морским судном (транспортным рефрижератором) "Орион" (далее - судно "Орион"), задекларированным по грузовой таможенной декларации N 10207050/080409/0001104. Основанием для проверки послужило письмо Северо-Западного таможенного управления от 29.08.2011 N 07-01-18/19478.

Результаты проверки оформлены актом камеральной таможенной проверки от 24.10.2011 N 10207000/400/241011/К0064, из которого следует, что общество "СЗСК" с 01.08.2006 являлось собственником судна "Орион", зарегистрированного в Российском международном реестре судов (контракт N KGSC/010806-Or).

При помещении судна "Орион" под таможенный режим "выпуск для внутреннего потребления" по названной декларации общество "СЗСК" на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 448 "О порядке предоставления тарифной льготы в виде освобождения от обложения ввозной таможенной пошлиной судов, регистрируемых в Российском международном реестре судов" (далее - Постановление N 448), пункта "с" статьи 35 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе), в редакции действующей в спорный период, пункта 12 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации воспользовалось предоставленными ему льготами по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость.

Между обществом "СЗСК" и обществом с ограниченной ответственностью "Владкристалл" (далее - общество "Владкристалл") был заключен договор от 25.05.2010 купли-продажи судна "Орион" N СЗСК-05/2010.33.

По заявлению общества "Владкристалл" от 20.04.2011 судно было исключено из Российского международного реестра судов.

В связи с исключением судна "Орион" из Российского международного реестра судов общество "Владкристалл" уплатило ввозную таможенную пошлину в размере 1 540 876 рублей 52 копеек (платежное поручение от 19.09.2011 N 1076), налог на добавленную стоимость в размере 5 824 513 рублей 26 копеек (платежное поручение от 20.09.2011 N 1081), а также пени в размере 244 483 рублей 94 копеек (платежное поручение от 20.09.2011 N 1082).

Таможня, полагая, что обязанность по уплате этих платежей возникла не у нового собственника, а у декларанта, определением от 24.10.2011 возбудила в отношении общества "СЗСК" дело об административном правонарушении N 10207000-645/2011 и проведение административного расследования по признакам правонарушения, предусмотренного статьей 16.22 КоАП РФ, в связи с нарушением срока уплаты платежей….

Между тем Президиум считает, что выводы судов основаны на неправильном толковании норм права.

В соответствии со статьей 34 Закона о таможенном тарифе порядок предоставления тарифных льгот, установленных названным Законом, определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Постановления N 448 в случае исключения судна из Российского международного реестра судов ввозная таможенная пошлина подлежит уплате лицом, в собственности которого находится судно, не позднее дня, следующего за днем исключения этого судна из реестра.

Таким образом, обязанность по уплате таможенных платежей в связи с исключением судна из Российского международного реестра судов возложена на собственника судна независимо от того, является он декларантом или нет.

Поскольку судно "Орион" было исключено из Российского международного реестра судов обществом "Владкристалл", являвшимся на тот момент собственником судна, именно это общество несет обязанность по уплате таможенных платежей, что им и было выполнено.

С учетом изложенного общество "СЗСК" в рассматриваемом случае не является лицом, обязанным уплачивать таможенные платежи, в связи с чем незаконно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.22 КоАП РФ».

На основании приведенных разъяснений фискальных органов и судов, по нашему мнению, можно сделать следующие выводы:

1. Включение судна в реестр РСРМ является самостоятельным основанием для применения льготы в виде освобождения от уплаты ввозного НДС в силу пункта 12 статьи 150 НК РФ и в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины, предусмотренного Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130, Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728, Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 448.

2. Передача судна, зарегистрированного в РМРС в лизинг, или его продажа новому собственнику не являются основанием для утраты декларантом, ввозившим судно, права на применение льготы по ввозному НДС и ввозной таможенной пошлине, при условии, что судно не исключается из РМРС.

Коллегия Налоговых Консультантов – номер ОДИН в реестре аудиторов ОЗО.  Сопровождаем выездные и камеральные налоговые проверки. Оказываем помощь в решении досудебных и арбитражных споров с налоговой, минимизируем ущерб от деятельности налоговых органов. ab@knka.ru  +7915-329-02-05

Коллегия Налоговых Консультантов, 13 декабря 2023 года


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел