Главная / Консультации / Банковский аудит / Касательно применения статьи 134 ТК РФ

Касательно применения статьи 134 ТК РФ

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

29.08.2024
Вопрос

Описание ситуации.
Работодатель считает, что поскольку ст.134 ТК РФ в отношении работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, не установлено чёткое требование об индексации зарплат на величину индекса потребительских цен, то работодатель может проводить эту индексацию:
1)  на сумму, меньшую, чем размер инфляции;
2)  в твёрдой сумме, без привязки к размеру зарплаты;
3)  в разных суммах в зависимости от сотрудника/его должности.
При этом необходимо учесть, что Банком выплачивается годовая премия, но во внутреннем документе указано, что в Банке существуют и премии, и индексация, но при этом выплата премии не является обязанностью Банка.

Вопросы.
Прав ли работодатель в своей позиции?
Ответ

Телеграм-канал https://t.me/knk_banki Консультации по бухгалтерии и налогам для финансовых организаций, в т.ч. банков. Сложные случаи, непростые ситуации.



Мнение консультантов.

Приведенная в тексте вопроса позиция работодателя не противоречит требованиям действующего трудового законодательства.

Применение любого из приведенных алгоритмов индексация заработной платы работников Банка должно быть установлено локальным нормативным актом Банка, и доведено до сведения каждого сотрудника Банка.

 

Обоснование мнения консультантов.

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (статья 9 ТК РФ).

Работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (статья 8 ТК РФ). Принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы (статья 13 ТК РФ).

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в числе прочего (статья 2 ТК РФ):

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Статьей 129 ТК РФ понятие заработная плата определено как  вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим ТК РФ. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132 ТК РФ).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Это предписано статьей 135 ТК РФ.

Статьей 130 ТК РФ установлены основные государственные гарантии по оплате труда работников. К ним в частности относятся:

величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В свою очередь статьей 134 ТК РФ определено, что обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Коллегия Налоговых Консультантов

оказывает финансовым организациям весь комплекс аудиторских, консультационных и юридических услуг +7915-329-02-05

Как разъяснено КС РФ:

индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 ТК РФ) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134  ТК РФ должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору (пункт 2 Определения от 19.11.2015г. № 2618-О, пункт 2 Определения  от 17.06.2014г. № 913-О-О);

предусматривая различный порядок осуществления данной государственной гарантии для работников государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных работодателей, федеральный законодатель преследовал цель защитить работодателей, на свой риск осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность, от непосильного обременения и одновременно - через институт социального партнерства - гарантировать участие работников и их представителей в принятии соответствующего согласованного решения в одной из указанных статьей 134 ТК РФ правовых форм (пункт 2 Определения от  17.07.2014г. № 1707-О);

предусмотренное статьей 134 ТК РФ правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации, поскольку предполагает, что ее механизм определяется при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (пункт 2 Определения от 19.11.2015г. № 2618-О, пункт 2 Определения от  17.07.2014г. № 1707-О).

Право работника на индексацию заработной платы не зависит от усмотрения работодателя, то есть от того, исполнена ли им обязанность по включению соответствующих положений об индексации в локальные нормативные акты организации. Работодатель не вправе лишать работников предусмотренной законом гарантии повышения уровня реального содержания заработной платы и уклоняться от установления порядка индексации (Определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.01.2022г. по делу № 88-401/2022, от 25.05.2021г. по делу  88-10867/2021).

Наряду с этим в пункте 10 Обзора ВС РФ № 4 (2017) указано, что при разрешении споров работников с организациями-работодателями, не получающими бюджетного финансирования, по поводу индексации заработной платы подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающие системы оплаты труда, порядок индексации заработной платы работников в таких организациях. Суд отметил, что по смыслу нормативных положений статьи 134 ТК РФ порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями, которые не получают бюджетного финансирования, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя. ТК РФ не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности. Кроме того, пояснено, что исходя из буквального толкования положений статьи 134 ТК РФ индексация - это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п.

В Определении от 15.12.2021г. № 88-19121/2021 Третий кассационный суд общей юрисдикции, пришел к выводу, что поскольку фактическое повышение уровня реального содержания заработной платы ответчиком производилось путем повышением должностных окладов, выплатой премий, которые помимо функции поощрения и стимулирования работников, повышают реальное содержание заработной платы, суды правильно посчитали, что факт издания работодателем приказов о приостановлении индексации заработной платы, не свидетельствует об ограничении трудовых прав истца.

Помимо этого, Определением от 30.11.2023г. № 3195-О КС РФ отказал гражданину в принятии к рассмотрению жалобы, как не отвечающей требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» указал, что «Оспаривая[1] конституционность положений статей 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации, Д.С. Исаревич выражает несогласие с размером проводимой работодателем индексации. Однако разрешение данного вопроса, равно как и установление обязанности работодателя проводить индексацию заработной платы исходя из индекса потребительских цен на товары и услуги, на чем, как следует из содержания жалобы, настаивает заявитель, связано с внесением изменений в действующее правовое регулирование и не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"» (пункт 2.1).

Из приведенных норм ТК РФ и правовых позиций КС РФ и судов следует, что:

обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, которое включает ее индексацию в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, является обязанностью работодателя;

работодатель должен обеспечивать повышение реального содержания заработной платы всех сотрудников;

работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере, индексируют заработную плату в порядке, закрепленном в коллективном договоре, соглашениях или локальным нормативным актом;

ТК РФ не устанавливает требований к механизму индексации, и работодатели, не получающие бюджетное финансирование, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления;

законодательно не закреплен коэффициент, на который работодатели, не получающие бюджетное финансирование, обязаны повышать заработную плату своих работников. Индекс потребительских цен (инфляции) не является обязательной величиной для закрепления в локальном нормативном акте в качестве коэффициента индексации. Повышение реального содержания заработной платы может осуществляться путем повышением должностных окладов, выплатой премий, которые помимо функции поощрения и стимулирования работников, повышают реальное содержание заработной платы.

Таким образом, работодатель (Банк) в целях повышение уровня реального содержания заработной платы сотрудников вправе закрепить в локальном нормативном акте самостоятельно разработанный порядок проведения индексации заработной платы сотрудников Банка, установив при этом механизм, предусматривающий:

1)                 применение коэффициента индексации, величина которого меньше, чем текущий показатель инфляции;

2)                 увеличение заработной платы на твердую сумму, без привязки к размеру заработной платы конкретных сотрудников;

3)                 определение индивидуальных размеров повышения заработной платы сотрудникам, в том числе в форме повышения должностных окладов.

Иными словами, по мнению консультантов, приведенная в тексте вопроса позиция работодателя не противоречит требованиям действующего трудового законодательства. Вместе с тем, проведение индексации заработной платы работников Банка с применением любого из приведенных алгоритмов должно быть предусмотрено локальным нормативным актом Банка, и доведено до сведения каждого сотрудника Банка.

Коллегия Налоговых Консультантов

предлагает финансовым организациям безлимитное консультационное обслуживание. Стоимость 80 тыс рублей в месяц.

+7915-329-02-05

Документы и литература.

1.                  ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ;

2.                  Обзор ВС РФ № 4 (2017) – Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017), утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017.



[1] По мнению заявителя, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 3), 45 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 55 (часть 3), 75 (часть 5) и 75.1 Конституции Российской Федерации, поскольку статьи 130 и 134  Трудового кодекса Российской Федерации не предусматривают обязанности работодателя проводить индексацию заработной платы работников исходя из индекса потребительских цен на товары и услуги, а часть вторая статьи 392 названного Кодекса с учетом положений пункта 56 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" не позволяет признать длящимся нарушением отсутствие индексации заработной платы работника исходя из индекса потребительских цен и препятствует тем самым взысканию указанных сумм за весь период трудовой деятельности у данного работодателя.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел