Главная / Консультации / Банковский аудит / О правовом регулировании включения компенсационных и стимулирующих выплат в расчет оплаты за сверхурочное время и за работу в выходные и праздничные дни

О правовом регулировании включения компенсационных и стимулирующих выплат в расчет оплаты за сверхурочное время и за работу в выходные и праздничные дни

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

09.07.2024
Вопрос

Банк при оплате работы за сверхурочное время и за работу в выходные и праздничные должен включать компенсационные и стимулирующие выплаты,  руководствуясь Постановлением Конституционного суда от 27 июня 2023 г. N 35-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 152 Трудового   кодекса Российской Федерации и абзаца второго Постановления Правительства Российской Федерации «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время», или начать применять эту норму в соответствии с внесенными изменениями в статью 152 Трудового Кодекса с 01.09.2024 г.?
Ответ

Телеграм-канал https://t.me/knk_banki Консультации по бухгалтерии и налогам для финансовых организаций, в т.ч. банков. Сложные случаи, непростые ситуации.



Мнение консультантов.

До момента вступления в силу Закона «О внесении изменения в статью 152 Трудового кодекса Российской Федерации» (об уточнении условий оплаты сверхурочной работы)», при оплате труда сотрудника, привлеченного к сверхурочной работе, Банку следует руководствоваться установленным пунктом 3 Постановления № 35-П временным порядком.

Компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной в Банке системой оплаты труда, должны учитываться при оплате труда сотрудника в  выходной и нерабочий праздничный день.

 

Обоснование мнения консультантов.

Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Порядок оплаты сверхурочной работы определен статьей 152 ТК РФ, в соответствии с которой:

- сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1);

- работа, произведенная сверх нормы рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни и оплаченная в повышенном размере либо компенсированная предоставлением другого дня отдыха в соответствии со статьей 153 настоящего Кодекса, не учитывается при определении продолжительности сверхурочной работы, подлежащей оплате в повышенном размере в соответствии с частью первой настоящей статьи (часть 3).

Порядок оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни определен статьей 153 ТК РФ, в соответствии с которой:

- работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере, работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени;

- конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

На основании пункта «а» части 4 статьи 125 Конституции РФ КС РФ в порядке, установленном федеральным конституционным законом, осуществляет проверку по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах «а»[1] и «б»[2] части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты.

КС РФ рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений части первой статьи 152 ТК РФ и абзаца второго Постановления № 554[3].

По результатам проведенной проверки  КС РФ постановил (Постановление № 35-П):

- признать абзац второй Постановления № 554 не противоречащим Конституции РФ (пункт 1);

- признать положения части первой статьи 152 ТК РФ не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2)[4], 37 (часть 3)[5], 55 (часть 3)[6] и 75.1[7], в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, допускают оплату сверхурочной работы исходя из одной лишь составляющей части заработной платы работника, а именно из тарифной ставки или оклада (должностного оклада) без начисления компенсационных и стимулирующих выплат (пункт 2);

- Федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции РФ и основанных на них правовых позиций КС РФ, выраженных в настоящем Постановлении, - внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, в частности предусмотреть конкретный порядок определения размера повышенной оплаты сверхурочной работы, с тем чтобы обеспечить такую оплату в большем размере по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в пределах установленной продолжительности рабочего времени.

Впредь до внесения изменений в правовое регулирование оплата труда привлеченного к сверхурочной работе работника, заработная плата которого - помимо тарифной ставки или оклада (должностного оклада) - включает компенсационные и стимулирующие выплаты, производится следующим образом: время, отработанное в пределах установленной для работника продолжительности рабочего времени, оплачивается из расчета тарифной ставки или оклада (должностного оклада) с начислением всех дополнительных выплат, предусмотренных системой оплаты труда, причем работнику должна быть гарантирована заработная плата в размере не ниже минимального размера оплаты труда без учета дополнительных выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных; время, отработанное сверхурочно, оплачивается - сверх заработной платы, начисленной работнику за работу в пределах установленной для него продолжительности рабочего времени, - из расчета полуторной (за первые два часа) либо двойной (за последующие часы) тарифной ставки или оклада (должностного оклада) с начислением всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда, на одинарную тарифную ставку или одинарный оклад (должностной оклад). Тем самым оплата сверхурочной работы должна обеспечивать повышенную оплату труда работника по сравнению с оплатой аналогичной работы в пределах установленной продолжительности рабочего времени (пункт 3).

Коллегия Налоговых Консультантов

оказывает финансовым организациям весь комплекс аудиторских, консультационных и юридических услуг +7915-329-02-05

Разъясняя Постановление № 35-П, КС РФ в  пункте 2.1 Определения  от 14.11.2023г. № 3012-О-Р указал:

«…признавая неконституционными положения части первой статьи 152 данного Кодекса в их истолковании правоприменительной практикой как допускающих оплату сверхурочной работы исходя из одной лишь составляющей части заработной платы работника, а именно из тарифной ставки или оклада (должностного оклада) без начисления компенсационных и стимулирующих выплат, и предписывая федеральному законодателю установить конкретный порядок определения размера повышенной оплаты сверхурочной работы, Конституционный Суд Российской Федерации ввел временное - на период до внесения необходимых изменений в законодательство - регулирование, определяющее порядок оплаты труда работника, привлеченного к сверхурочной работе.

Данное регулирование предполагает, что оплата сверхурочной работы должна обеспечивать повышенную оплату труда работника по сравнению с оплатой аналогичной работы в пределах установленной продолжительности рабочего времени. При этом установленный абзацем вторым пункта 3 резолютивной части указанного Постановления порядок распространяется в том числе на тех работников, оплата труда которых включает доплату к тарифной ставке или окладу (должностному окладу) до минимального размера оплаты труда. Соответственно, сверхурочная работа, выполненная работником, заработная плата которого, помимо тарифной ставки или оклада (должностного оклада), включает компенсационные и стимулирующие выплаты, оплачивается - сверх заработной платы, которая начислена работнику за работу в пределах установленной для него продолжительности рабочего времени и составляет не менее минимального размера оплаты труда (без учета дополнительных выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных), - из расчета полуторной (за первые два часа) либо двойной (за последующие часы) тарифной ставки или оклада (должностного оклада) с начислением на одинарную тарифную ставку или одинарный оклад (должностной оклад) всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда, а также доплаты до минимального размера оплаты труда (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 2023 года N 2711-О-Р)».

Во исполнение Постановления КС РФ № 35-П в Государственную думу внесен Законопроект [8] «О внесении изменения в статью 152 Трудового кодекса Российской Федерации» (об уточнении условий оплаты сверхурочной работы)», который в настоящее время принят Государственной думой и направлен для прохождения в Совет Федерации[9]. Согласно статье 3 Закон вступает в силу с 01.09.2024г.

В соответствии со статьей 1 Закона сверхурочная работа оплачивается исходя из заработной платы, установленной в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включая компенсационные и стимулирующие выплаты, за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом или трудовым договором.

Таким образом, установленный Законом порядок оплаты сверхурочной работы аналогичен введенному Постановлением № 35-П временному регламенту оплаты.

КС РФ рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности положений части первой статьи 153 ТК РФ.

По результатам проведенной проверки  КС РФ в Постановлении № 26-П постановил признать часть первую статьи 153 ТК РФ не противоречащей Конституции РФ, поскольку она предполагает установление для получающих оклад (должностной оклад) работников, замещающих должности гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, оплаты за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день, включающей наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

Представители Минтруда России в Письме от 21.01.2020г. № 14-1/ООГ-327 указали, что «выявленный в Постановлении № 26-П конституционно-правовой смысл части 1 статьи 153 Кодекса является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике. ….

Таким образом, за месяц, в котором работник, заработная плата которого помимо месячного оклада (должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты, работал в выходной день или нерабочий праздничный день, нужно заплатить заработную плату полностью, а также одинарную дневную часть заработной платы (дневную часть оклада (должностного оклада) и предусмотренных в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационных и стимулирующих выплат), а за месяц, в котором работник взял день отдыха, - заработную плату полностью, при этом работник отработает на один день меньше нормы. Это правило действует независимо от того, берет ли работник день отдыха в текущем месяце или в последующие».

На основании изложенного приходим к выводу, что до момента вступления в силу Закона «О внесении изменения в статью 152 Трудового кодекса Российской Федерации» (об уточнении условий оплаты сверхурочной работы)», при оплате труда сотрудника, привлеченного к сверхурочной работе, Банку следует руководствоваться установленным пунктом 3 Постановления № 35-П временным порядком.

Компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной в Банке системой оплаты труда, должны учитываться при оплате труда сотрудника в  выходной и нерабочий праздничный день.

Коллегия Налоговых Консультантов

предлагает финансовым организациям безлимитное консультационное обслуживание. Стоимость 80 тыс рублей в месяц.

+7915-329-02-05

Документы и литература.

1.             Конституция РФ - Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.

2.             ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ;

3.             Постановление № 35-П – Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2023г. № 35-П ««По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго Постановления Правительства Российской Федерации "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время" в связи с жалобой гражданина С.А. Иваниченко»;

4.             Постановлении № 26-П – Постановление Конституционного суда РФ от от 28.06.2018г. № 26-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других»;

5.             Постановление № 554 - Постановление Правительства РФ от 22.07.2008г. №  554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время».



[1] федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

[2] конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации

[3] Установить, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

[4] 1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

[5] 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

[6] 3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

[7] В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность.

[8] Паспорт проекта Федерального закона № 513228-8

[9] https://sozd.duma.gov.ru/bill/513228-8


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел