Главная / Консультации / Общий аудит / О ликвидационной стоимости транспортных средств

О ликвидационной стоимости транспортных средств

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

02.02.2022
Вопрос

Организация произвела анализ информации о продаже собственных автомобилей за 2021г., по результатам которого выявлено, что автомобили (полностью самортизированные на момент продажи) были реализованы по цене в среднем в размере 63% от их первоначальной стоимости. При этом реализация была осуществлена через 4-5 лет с момента приобретения автомобилей.
1.    Может ли Организация установить в УП, что на момент принятия ОС к учёту ликвидационная стоимость устанавливается в размере 63% от первоначальной стоимости а/м?
2.    Исходя из текущей ситуации, получается, что при ежегодной проверке на соответствие условиям использования объекта основных средств ликвидационная стоимость будет каждый год увеличиваться, при этом в конце года сумму начисленной амортизации придётся уменьшать. Амортизация будет пересчитываться за весть период с момента начала начисления?
3.    Каким образом определить ликвидационную стоимость транспортных средств, приобретённых до 01.01.2022, минимальная рыночная или средняя?
4.    Можно ли сделать проводки по корректировке амортизации по имеющимся ОС 01.01.2022, а не 31.12.2021?
5.    Исходя из того, что стоимость автомобилей из-за инфляции растёт, можно ли воспользоваться подпунктом в) пункта 31 ФСБУ 6 и установить ликвидационную стоимость, равную нулю?
Ответ

Коллегия Налоговых Консультантов

оказывает и юридические услуги, в т.ч. по 

налоговым проверкам +7915-329-02-05

Поскольку ликвидационная стоимость объекта основных средств является расчетной оценкой, Организация самостоятельно на основании своего профессионального суждения (с учетом ожиданий) должна устанавливать и утверждать порядок определения ликвидационной стоимости объекта основных средств.

По нашему мнению, ориентироваться исключительно на показатели продаж 2021 года при определении ликвидационной стоимости транспортных средств, не совсем корректно по причине уникальности сложившейся на рынке ситуации. В целях расчета более усредненного показателя ликвидационной стоимости, на наш взгляд, Организации целесообразно рассмотреть возможность увеличения периода, в отношении которого будут проанализированы продажи (например, использовать период 5 лет: 2017-2021гг.).

Показатель текущей рыночной стоимости подержанных транспортных средств, определенный на основе размещенных на текущий момент на сайте www.avto.ru объявлений, по нашему мнению, не в полной мере соответствует понятию ликвидационной стоимости. Наиболее целесообразно использовать способ, рассмотренный выше.

В отношении транспортных средств с истекшим сроком полезного использования, по нашему мнению, Организация может рассмотреть порядок определения ликвидационной стоимости на основании данных о сумме страхового возмещения, указанного в полисе КАСКО.

При изменении ликвидационной стоимости на основании ежегодной проверки, пересчет амортизации осуществляется с 01 января следующего года. Амортизация за прошедшие периоды не корректируется.

При применении альтернативного способа при переходе на ФСБУ 6/2020 последствия от перехода необходимо отразить на 01.01.2022г, а не на 31.12.2021г.

При переходе на ФСБУ 6/2020 и определении элементов амортизации Организация, по нашему мнению, вправе при наличии возможности (например, когда величина балансовой стоимости всех имеющихся транспортных средств не является существенной) руководствоваться принципом рациональности и считать ликвидационную стоимость, равной нулю.

Обоснование:

Нормы ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ 17.09.2020 № 204н, обязательны к применению начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022г.

ФСБУ 6/2020 было введено понятие ликвидационной стоимости.

Так, в соответствии с абзацем 2 пункта 30 ФСБУ 6/2020 для целей настоящего Стандарта ликвидационной стоимостью объекта основных средств считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие; причем объект основных средств рассматривается таким образом, как если бы он уже достиг окончания срока полезного использования и находился в состоянии, характерном для конца срока полезного использования.

 

В силу пункта 8 ФСБУ 6/2020 для целей настоящего Стандарта сроком полезного использования считается период, в течение которого использование объекта основных средств будет приносить экономические выгоды организации. Для отдельных объектов основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), которое организация ожидает получить от использования объекта основных средств.

Согласно пункту 9 статьи 9 ФСБУ 6/2020 срок полезного использования объекта основных средств определяется исходя из:

а) ожидаемого периода эксплуатации с учетом производительности или мощности, нормативных, договорных и других ограничений эксплуатации, намерений руководства организации в отношении использования объекта;

б) ожидаемого физического износа с учетом режима эксплуатации (количества смен), системы проведения ремонтов, естественных условий, влияния агрессивной среды и иных аналогичных факторов;

в) ожидаемого морального устаревания, в частности, в результате изменения или усовершенствования производственного процесса или в результате изменения рыночного спроса на продукцию или услуги, производимые при помощи основных средств;

г) планов по замене основных средств, модернизации, реконструкции, технического перевооружения.

 

Пунктом 31 ФСБУ 6/2020 установлено, что ликвидационная стоимость объекта основных средств считается равной нулю, если:

а) не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце срока полезного использования;

б) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной;

в) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не может быть определена.

Согласно пункту 37 ФСБУ 6/2020 срок полезного использования, ликвидационная стоимость и способ начисления амортизации (далее – элементы амортизации) объекта основных средств определяются при признании этого объекта в бухгалтерском учете.

Элементы амортизации объекта основных средств подлежат проверке на соответствие условиям использования объекта основных средств. Такая проверка проводится в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации. По результатам такой проверки при необходимости организация принимает решение об изменении соответствующих элементов амортизации. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений.

В силу пункта 48 ФСБУ 6/2020 последствия изменений учетной политики в связи с началом применения настоящего Стандарта отражаются ретроспективно (как если бы настоящий Стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни), если иное не установлено настоящим Стандартом.

В свою очередь пунктом 49 ФСБУ 6/2020 установлено, что в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, начиная с которой применяется настоящий Стандарт, допускается не пересчитывать сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, произведя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) в соответствии с настоящим пунктом. Для целей указанной корректировки балансовой стоимостью основных средств считается их первоначальная стоимость (с учетом переоценок), признанная до начала применения настоящего Стандарта в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой, за вычетом накопленной амортизации. При этом накопленная амортизация рассчитывается в соответствии с настоящим Стандартом исходя из указанной первоначальной стоимости, ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования, определенного в соответствии с настоящим Стандартом.

Из приведенных норм ФСБУ 6/2020 следует, что в отношении основных средств требуется определение их ликвидационной стоимости. При этом определять ликвидационную стоимость необходимо как в отношении объектов, принимаемых к учету после даты начала применения Стандарта (после 01.01.2022г.), так и в отношении объектов, числящихся в составе основных средств по состоянию на дату начала применения Стандарта (на 01.01.2022г.).

Таким образом, ликвидационная стоимость объекта основных средств представляет собой доход, который Организация сможет получить вследствие его выбытия (за минусом расходов, связанных с выбытием) после окончания срока его использования. При этом оценивается состояние объекта характерное на дату его выбытия (т.е. на дату истечения срока его полезного использования).

Применительно к транспортным средствам ликвидационная стоимость должна соответствовать ожидаемым поступлениям от выбытия транспортного средства после истечения срока его использования с учетом тех характеристик (пробег; техническое состояние; количество лет, прошедших с даты выпуска), которые оно будет иметь на дату истечения срока его полезного использования.

Отметим, что аналогичное по своему содержанию определение ликвидационной стоимости содержится в пункте 6 МСФО (IAS) 16[1]:

«Ликвидационная стоимость актива - расчетная сумма, которую организация получила бы на текущий момент от выбытия актива после вычета расчетных затрат на выбытие, если бы состояние данного актива и срок его службы были такими, какие ожидаются по окончании срока его полезного использования».

При этом в данном определении прямо уточнено, что ликвидационная стоимость является расчетной оценкой и определяется исходя из ожиданий руководства компании.

Нормы ФСБУ 6/2020 не устанавливают конкретного порядка определения ликвидационной стоимости объекта основных средств.

Учитывая, что ликвидационная стоимость является расчетной оценкой, Организация самостоятельно на основании своего профессионального суждения (с учетом ожиданий) должна устанавливать и утверждать порядок определения ликвидационной стоимости объекта основных средств.

Вопросы. Может ли Организация установить в УП, что на момент принятия ОС к учёту ликвидационная стоимость устанавливается в размере 63% от первоначальной стоимости а/м?

Из вопроса следует, что Организация произвела анализ информации о продаже собственных автомобилей за 2021г., по результатам которого выявлено, что автомобили (полностью самортизированные на момент продажи) были реализованы по цене в среднем в размере 63% от их первоначальной стоимости. При этом реализация была осуществлена через 4-5 лет с момента приобретения автомобилей.

Поскольку ликвидационная стоимость является расчетной оценкой, Организация вправе установить значение ликвидационной стоимости в отношении транспортных средств в размере 63% от их первоначальной стоимости, учитывая собственный опыт продаж.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в период 2020-2021гг. возник дефицит на рынке новых автомобилей, вызванный пандемией COVID-19 и соответствующим сокращением производства, а также иными обстоятельствами, в том числе мировым дефицитом полупроводников[2], что в свою очередь привело к росту цен на подержанные автомобили.

Так, по данным издания «Коммерсант»[3] рост цен на подержанные автомобили за 9 месяцев 2021г. составил от 20 до 25%. В 2020 году наблюдалась аналогичная ситуация с ростом цен на подержанные автомобили[4]. Рост цен за 2020г. составил 20%.

Таким образом, общий рост цен на подержанные автомобили за период 2020г. – 9 месяцев 2021г. составил более 40%.

При этом предположить, как будут развиваться события в дальнейшем, не представляется возможным.

Так, ряд специалистов высказывает предположения, что в течение 1,5 лет ситуация наладится и цены стабилизируются[5].

В связи с этим, по нашему мнению, ориентироваться исключительно на показатели продаж 2021 года при определении ликвидационной стоимости транспортных средств, не совсем корректно по причине уникальности сложившейся на рынке ситуации.

В целях расчета более усредненного показателя ликвидационной стоимости, на наш взгляд, Организации целесообразно рассмотреть возможность увеличения периода, в отношении которого будут проанализированы продажи (например, использовать период 5 лет: 2017-2021гг.).

В то же время, если по прогнозам Организации продажи 2021г. наиболее точно отражают возможную будущую ситуацию, которая будет складываться на рынке транспортных средств через 4-5 лет, то она вправе использовать рассчитанный процент для определения ликвидационной стоимости (63% от первоначальной стоимости).

Каким образом определить ликвидационную стоимость транспортных средств, приобретённых до 01.01.2022, минимальная рыночная или средняя?

В рассматриваемой ситуации Организация проанализировала имеющиеся на текущий момент рыночные цены на подержанные автомобили с аналогичными характеристиками.

Результат анализа показал, что рыночная стоимость автомобилей равна или превышает первоначальную стоимость автомобилей, учтенных на балансе Организации.

Как было изложено ранее, Организация самостоятельно определяет порядок расчета ликвидационной стоимости. При этом, избранный порядок определения, на наш взгляд, должен быть экономически обоснован.

При принятии решения о признании рыночной стоимости, определенной на текущий момент, в качестве ликвидационной стоимости необходимо учитывать следующее:

Минимальная стоимость продажи конкретного автомобиля со схожими характеристиками, определенная на основании данных с сайта www.avto.ru, по нашему мнению, не может в полной мере считаться будущей рыночной стоимостью продажи транспортного средства, числящегося на балансе Организации и в отношении которого определяется ликвидационная стоимость.

Так, объявление, размещенное на сайте www.avto.ru не свидетельствует о том, что сделка по продаже автомобиля фактически будет осуществлена именно по заявленной цене. Кроме того, технические и иные характеристики продаваемого на www.avto.ru автомобиля с большой долей вероятности не будут полностью совпадать (например, может различаться количество собственников в ПТС, пробег, наличие/отсутствие ДТП и пр.).

Кроме того, текущая рыночная стоимость аналогичных транспортных средств, по нашему мнению, не в полной мере соответствует понятию ликвидационной стоимости, так как Организация фактически продолжает эксплуатацию транспортного средства после даты определения его рыночной стоимости (после 01.01.2022г.). Соответственно, характеристики данного транспортного средства (пробег, техническое состояние узлов и агрегатов и пр.) подвергнутся изменению, и не будут соответствовать характеристикам транспортных средств в отношении, которых была определена рыночная стоимость.

При определении рыночной стоимости необходимо анализировать стоимость на автомобили, имеющие характеристики, которым, как предполагается, будет соответствовать транспортное средство Организации после истечении срока его использования. Так, если определение ликвидационной стоимости проводится в отношении автомобиля 2018 года выпуска, срок полезного использования по которому истечет в 2023 году (6 лет), то Организация при определении рыночной стоимости на 01.01.2022г. должна ориентироваться на транспортные средства аналогичной марки и имеющие схожие характеристики (объем двигателя и пр.), с даты выпуска которых уже прошло 6 лет (год выпуска: 2016).

В связи с вышеизложенным, по нашему мнению, использование способа, который Организация планирует применять для определения ликвидационной стоимости транспортных средств, которые будут приобретаться после 01.01.2022г. (процент от первоначальной стоимости транспортного средства исходя из накопленного собственного опыта продаж), является более экономически обоснованным, поскольку отражает некую среднюю величину, по которой Организации удавалось реализовывать бывшие в использовании транспортные средства.

В то же время Организация вправе принять решение (при наличии соответствующего обоснования) об определении ликвидационной стоимости рассматриваемой категории транспортных средств по данным предложений о продаже, размещенных на сайте www.avto.ru, в том числе по минимальной границе (с учетом того, что прошедший срок эксплуатации таких транспортных средств должен соответствовать сроку предполагаемого использования транспортных средств Организацией).

Также, по нашему мнению, в отношении транспортных средств с истекшим сроком годности, которые продолжаются числиться в составе основных средств Организации, возможно рассмотреть порядок определения ликвидационной стоимости на основе суммы страхового возмещения, указанного в полисе КАСКО (в случае, если Организация осуществляет данный вид страхования), которое Организация может получить от страховой компании при полной утрате транспортного средства.

Дополнительно обращаем ваше внимание, что при определении ликвидационной стоимости из показателя величины прогнозируемых поступлений от выбытия объекта необходимо вычесть возможные расходы, связанные с реализацией (например: расходы на размещение объявления о продаже; предпродажная подготовка автомобиля и т.п.). Поскольку точную величину указанных расходов определить невозможно, по нашему мнению, Организация, используя накопленный опыт продаж, может установить возможный процент от величины первоначальной стоимости (от величины ожидаемых поступлений от продажи) объекта, которому будут соответствовать расходы, связанные с продажей (например: 1% от первоначальной стоимости).

Исходя из того, что стоимость автомобилей из-за инфляции растёт, можно ли воспользоваться подпунктом в) пункта 31 ФСБУ 6 и установить ликвидационную стоимость, равную нулю?

Как было отмечено ранее, в соответствии с пунктом 31 ФСБУ 6/2020 ликвидационная стоимость объекта основных средств считается равной нулю, если:

а) не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце срока полезного использования;

б) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной;

в) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не может быть определена.

Рассмотрим возможность применения данных оснований к ситуации, возникшей у Организации.

Не ожидается поступления от выбытия объекта в конце срока его использования

Поскольку при выбытии транспортного средства в любом случае могут быть получены поступления (от продажи, страховое возмещение и т.п.), по нашему мнению, по указанному основанию считать в рассматриваемой ситуации ликвидационную стоимость равной нулю, не представляется возможным.

Ожидаемая сумма поступлений от выбытия не является существенной

Нормы ФСБУ 6/2020 не устанавливают, какую величину поступлений от выбытия объекта основных средств считать существенной.

Понятие существенности содержится в пункте 6.2.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997, в соответствии с которым существенной признается информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей.

 

В пункте 2.11 «Концептуальных основ представления финансовых отчетов» содержится следующее определение существенности:

«Информация является существенной, если можно обоснованно ожидать, что ее пропуск, искажение или маскировка повлияют на решения, принимаемые основными пользователями финансовых отчетов общего назначения (см. пункт 1.5) на основании данных отчетов, предоставляющих финансовую информацию о конкретной отчитывающейся организации. Иными словами, существенность представляет собой специфичный для организации аспект уместности, определяемый исходя из характера или величины (либо того и другого) статей, к которым относится информация в контексте отдельно взятого финансового отчета организации. Следовательно, Совет не может установить единый количественный порог существенности или заранее определить, что может быть существенным в какой-либо конкретной ситуации».

Таким образом, Организация вправе самостоятельно определить величину существенности в отношении ликвидационной стоимости.

В пункте 53 МСФО (IAS) 16 указано следующее:

«Амортизируемая величина актива определяется за вычетом его ликвидационной стоимости. На практике ликвидационная стоимость актива часто составляет незначительную величину и, следовательно, является несущественной при расчете амортизируемой величины».

Таким образом, в МСФО прямо содержится информация о том, что, как правило, величина ликвидационной стоимости является незначительной, т.е. несущественной.

На практике, показатель существенности определяют в диапазоне 5-10%, руководствуясь следующими нормами:

 - 5% от уровня доходов (расходов) – на основании норм пункта 18.1 ПБУ 9/99 и пункта 21.1 ПБУ 10/99, в соответствии с которыми доходы (расходы) превышающие указанную величину раскрываются в бухгалтерской отчетности отдельно;

- 10% от определенной величины – на основании правила признания грубого нарушения требований к бухгалтерскому учету, закрепленному в статье 15.11 КоАП РФ;

- в зависимости от удельного веса статьи баланса и др.

Учитывая, приведенную информацию Организация вправе самостоятельно установить критерий существенности в отношении ликвидационной стоимости. При этом указанный критерий, по нашему мнению, должен быть экономически обоснованным.

В случае, если Организация примет решение считать несущественной ликвидационную стоимость, размер которой составляет более 60% от первоначальной стоимости объекта, то, по нашему мнению, Организации сложно будет обосновать указанную величину.

Ожидаемая сумма поступлений не может быть определена

Нормы ФСБУ 6/2020 не содержат каких-либо положений, из содержания которых может быть сделан вывод, при каких ситуациях ожидаемая сумма поступлений не может быть определена.

В МСФО (IAS) 16 аналогичные нормы в принципе отсутствуют.

По нашему мнению, ожидаемая сумма поступлений не может быть определена, например, в следующих случаях:

- отсутствует информация о сделках с аналогичным объектом, имеющим схожие характеристики (например, уникальное оборудование, по которому отсутствуют данные о продажах после истечения срока использования);

- оставшийся срок полезного использования является очень большим, и спрогнозировать величину ожидаемых поступлений через значительный временной интервал не представляется возможным (например, в отношении объектов недвижимости).

Применительно к ситуации с транспортными средствами, по нашему мнению, Организация может определить ликвидационную стоимость на основании имеющегося опыта собственных продаж или на основании информации о продажах с сайтов объявлений и дилеров. Тот факт, что стоимость автомобилей растет, на наш взгляд, не является основанием для вывода о невозможности определения суммы ожидаемых поступлений.

Кроме того, учитывая тот факт, что ликвидационная стоимость подлежит ежегодному анализу, в дальнейшем при изменении рынка, она может быть скорректирована.

Вопрос. Исходя из текущей ситуации, получается, что при ежегодной проверке на соответствие условиям использования объекта основных средств ликвидационная стоимость будет каждый год увеличиваться, при этом в конце года сумму начисленной амортизации придётся уменьшать. Амортизация будет пересчитываться за весть период с момента начала начисления?

 

Как было отмечено ранее, в соответствии с пунктом 37 ФСБУ 6/2020 элементы амортизации объекта основных средств, в том числе входящая в их состав ликвидационная стоимость, подлежат проверке на соответствие условиям использования объекта основных средств. Такая проверка проводится в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации. По результатам такой проверки при необходимости организация принимает решение об изменении соответствующих элементов амортизации. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений.

Из приведенной нормы следует, что ликвидационная стоимость подлежит проверке, как минимум ежегодно. При этом корректировки, которые будут возникать в связи с изменением величины ликвидационной стоимости, определенной по итогам ежегодной проверки, должны отражаться как изменение оценочных значений.

 

Согласно пункту 2 ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений», утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008г. № 106н, изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

В силу пункта 4 ПБУ 21/2008 изменение оценочного значения, за исключением изменения, указанного в пункте 5 настоящего Положения[6], подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы или расходы организации (перспективно):

периода, в котором произошло изменение, если такое изменение влияет на показатели бухгалтерской отчетности только данного отчетного периода;

периода, в котором произошло изменение, и будущих периодов, если такое изменение влияет на бухгалтерскую отчетность данного отчетного периода и бухгалтерскую отчетность будущих периодов.

Из приведенных норм следует, что при изменении ликвидационной стоимости (в рамках проведенной ежегодной проверки) автомобиля, учтенного в составе основных средств, пересчет амортизации осуществляется с 01 января следующего года. При этом амортизация за прошедшие периоды не пересчитывается.

При этом в случае, если начисление амортизации по автомобилю было приостановлено в связи с тем, что его ликвидационная стоимость была равна балансовой, то в случае последующего снижения ликвидационной стоимости, начисление амортизации возобновляется (пункт 30 ФСБУ 6/2020). В этом случае разница между балансовой стоимостью и новой ликвидационной стоимостью списывается через амортизационные отчисления исходя из оставшегося срока полезного использования.

Вопрос. Можно ли сделать проводки по корректировке амортизации по имеющимся ОС 01.01.2022, а не 31.12.2021.(п.49 даёт право выбора: «… произведя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному)»?

Порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности последствий изменения учетной политики с началом применения ФСБУ 6/2020 предусмотрены пунктами 48-52 ФСБУ 6/2020.

В силу пункта 48 ФСБУ 6/2020 последствия изменений учетной политики в связи с началом применения настоящего Стандарта отражаются ретроспективно (как если бы настоящий Стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни), если иное не установлено настоящим Стандартом.

Пунктом 49 ФСБУ 6/2020 установлено, в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, начиная с которой применяется настоящий Стандарт, допускается не пересчитывать сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, произведя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) в соответствии с настоящим пунктом.

Таким образом, нормами ФСБУ 6/2020 предусмотрена возможность отражения последствий изменения учетной политики ретроспективным или альтернативным способами.

Из вопроса следует, что Организация планирует применить альтернативный способ отражения последствий изменения учетной политики, который не требует пересчета сравнительных показателей за периоды, предшествующие отчетному.

В рассматриваемом нами случае отчетным периодом будет являться 2022 год.

Следовательно, если Организация будет применять альтернативный способ, то последствия изменения учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 6/2020 следует отразить по состоянию на 01.01.2022 года, а не на 31.12.2021 года, поскольку пересчет сравнительных показателей не будет производиться согласно пункту 49 ФСБУ 6/2020.

Отдельно хотелось бы обратить Ваше внимание на следующее.

При переходе на ФСБУ 6/2020 и определении элементов амортизации Организация, по нашему мнению, вправе при наличии возможности руководствоваться принципом рациональности.

Так, пунктом 7.4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика», утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н, предусмотрено следующее:

«В той степени, в которой применение учетной политики, сформированной в соответствии с пунктами 7[7] и 7.1[8] настоящего Положения, приводит к формированию информации, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности (далее - несущественная информация), организация вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности (без применения пунктов 7, 7.1 настоящего Положения). Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации».

На основании вышеизложенного, отметим следующее.

Сбор и анализ информации о величине ликвидационной стоимости транспортных средств может потребовать от Организации значительных затрат, в том числе по времени.  При этом итоговая величина ликвидационной стоимости всех транспортных средств, отраженных на балансе Организации, может не оказывать существенного влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.

В таком случае, на наш взгляд, Организация вправе воспользоваться указанным принципом рациональности (при наличии соответствующего обоснования) и отказаться от определения ликвидационной стоимости данных объектов (т.е. по сути, считать ее нулевой). При этом, пользователи отчетности не будут введены в заблуждение.

Вместе с тем при принятии такого решения Организацией мы не исключаем, что позиция аудитора, подтверждающего достоверность ее финансовой (бухгалтерской) отчетности, по данному вопросу будет иной, что может привести к модифицированному мнению в аудиторском заключении.

Также обращаем Ваше внимание Рекомендации Р-96/2018-КпР «Профессиональное суждение», принятые фондом «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» от 17.12.2018г., в которых содержатся следующие выводы:

«1. Профессиональное суждение в бухгалтерском учете - это обоснованное суждение по вопросам бухгалтерского учета специалиста, полномочного принимать решения по таким вопросам, основанное на требованиях законодательства, стандартов, специальных знаниях, опыте специалиста, сложившейся практике, выработанное с соблюдением принципов профессиональной этики.

2. Профессиональное суждение по вопросам бухгалтерского учета должно вырабатываться исключительно в целях обеспечения требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленных статьей 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете". Не допускается использование в бухгалтерском учете профессионального суждения в иных целях, таких как оправдание ненадлежащей учетной политики или обоснование заведомых целевых значений показателей бухгалтерской отчетности.

3. Профессиональное суждение в области бухгалтерского учета принимается, в частности, по следующим вопросам (не ограничиваясь нижеперечисленным):

- признание (списание) объекта бухгалтерского учета;

- оценка объекта бухгалтерского учета;

- классификация объекта бухгалтерского учета;

- идентификация экономического содержания факта хозяйственной жизни;

- выбор способа бухгалтерского учета из числа установленных стандартами;

- выработка способа бухгалтерского учета при его отсутствии в стандартах;

- допустимость отступления от общего порядка формирования учетной политики;

- проверка соблюдения/несоблюдения установленных стандартами условий для определения способа бухгалтерского учета в конкретных обстоятельствах;

- подтверждение наличия/отсутствия связи между осуществленными затратами и получением актива;

- оценка существенности формируемой в бухгалтерском учете информации;

- определение уместного уровня детализации статей бухгалтерских отчетов;

- определение уместного объема раскрываемой в отчетности информации;

- оценка надежности источников информации о фактах хозяйственной жизни;

- выбор оценочных методик;

- допустимость использования условных расчетных величин вместо фактических исходя из требования рациональности;

- оценка вероятности наступления/ненаступления будущих событий;

- оценка вероятных количественных параметров будущих событий.

4. В случае если для формирования профессионального суждения, применяемого в бухгалтерском учете, требуется информация, относящаяся к иным областям знаний, для выработки обоснованного профессионального суждения могут быть использованы экспертные мнения квалифицированных специалистов (экспертов) в соответствующей области.

5. Профессиональное суждение должно быть нейтральным, т.е. оно не должно оказывать влияние на решения пользователей финансовой отчетности с целью достижения заранее определенного результата.

6. Профессиональное суждение должно основываться на экономическом содержании фактов хозяйственной жизни и исходить из приоритета этого содержания над юридической формой указанных фактов.

7. Профессиональное суждение, примененное в бухгалтерском учете, подлежит документальному оформлению в произвольной форме. Порядок документального оформления профессионального суждения определяется организацией самостоятельно исходя из характера вопросов, решение которых основывается на этом суждении с учетом п. 8 настоящей Рекомендации.

8. Профессиональное суждение по вопросам отражения в бухгалтерском учете отдельного факта хозяйственной жизни в конкретной хозяйственной ситуации (вопросам однократного применения) может включаться непосредственно в первичный учетный документ, которым оформляется этот факт, либо фиксироваться в другом документе, сопровождающем первичный учетный документ. Профессиональное суждение по вопросам, не связанным с конкретными обстоятельствами отдельной хозяйственной ситуации (вопросам неоднократного применения), включается в соответствующую организационно-распорядительную документацию, которой оформляется принятая организацией учетная политика (приказы, распоряжения, стандарты и т.п.). Профессиональное суждение по вопросам, с решением которых необходимо ознакомить пользователя бухгалтерской отчетности для понимания им представленной в отчетности информации (вопросам бухгалтерской отчетности), включается в бухгалтерскую отчетность в составе соответствующих пояснений о значимых элементах учетной политики».

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации, Организации необходимо зафиксировать в соответствующих документах избранный порядок определения ликвидационной стоимости объектов основных средств либо отказ от определения ликвидационной стоимости в случае, если Организация планирует воспользоваться пунктом 7.4 ПБУ 1/2008 и применять принцип рациональности.

Коллегия Налоговых Консультантов, 23 ноября 2021 года



[1] «Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства» введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н

[2] https://www.forbes.ru/biznes/445321-ne-hoces-zdat-zabiraj-cto-est-cego-rossijskie-avtodilery-zdut-ot-2021-goda

[3] https://www.kommersant.ru/doc/5028329

[4] https://www.kommersant.ru/doc/4583331

[5] https://www.zr.ru/content/news/930699-rossiyan-prizvali-otlozhit-poku/

[6] В соответствии с пунктом 5 ПБУ 21/2008 изменение оценочного значения, непосредственно влияющее на величину капитала организации, подлежит признанию путем корректировки соответствующих статей капитала в бухгалтерской отчетности за период, в котором произошло изменение.

[7] Учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета федеральный стандарт бухгалтерского учета допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь пунктами 5, 5.1 и 6 настоящего Положения.

[8] В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, использует последовательно следующие документы:

а) международные стандарты финансовой отчетности;

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

в) рекомендации в области бухгалтерского учета.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел