Главная / Консультации / Общий аудит / О моменте утраты права на применение льготы по страховым взносам в случае несоответствия критериям, для признания Организации субъектом МСП

О моменте утраты права на применение льготы по страховым взносам в случае несоответствия критериям, для признания Организации субъектом МСП

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

15.02.2023
Вопрос

Организация в период с 1 января 2022 года по 31 октября 2022 года удовлетворяла критериям для признания ее в качестве субъекта МСП. С ноября 2022 года 100% участником Организации стало юридическое лицо, которое не является субъектом МСП.
С какого момента Организация утратит право на применение льготы по страховым взносам?
Ответ

Телеграм-канал https://t.me/knk_audit Бухучет, налоги, нововведения, прослеживаемость, иностранные компании, сложные случаи





Из разъяснений фискальных органов и судебных инстанций можно сделать вывод о том, что право на применение пониженных тарифов поставлено в зависимость от наличия или отсутствия сведений об ООО в реестре субъектов МСП. Момент несоответствия ООО критериям, установленным статьей 4 Закона № 209-ФЗ, в данном случае значения не имеет.

Следовательно, Организация вправе продолжать применять пониженные тарифы по страховым взносам до момента ее исключения из реестра субъектов МСП, т.е. до 1 июля 2023 года.

Обоснование:

Статьями 2 (пункт 9) и 4 Закона № 102-ФЗ[1] на период с 1 апреля 2020 года по 31 декабря 2020 года, а также с 2021 года на неопределенный срок установлены сниженные тарифы по страховым взносам в отношении плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (далее – Закон № 209-ФЗ).

Таким образом, для применения льготных ставок по страховым взносам плательщик страховых взносов должен признаваться субъектом МСП в соответствии с положениями Закона № 209-ФЗ.

На основании части 1 статьи 3 Закона № 209-ФЗ субъектами малого и среднего предпринимательства признаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Из приведенного определения можно сделать вывод о том, что для признания ООО субъектом МСП необходимо, чтобы выполнялись определенные условия, а сведения об ООО были внесены в реестр субъектов МСП.

Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам МСП установлены положениями статьи 4 Закона № 209-ФЗ.

На основании части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Частью 1.1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ установлено, что в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия, в частности:

1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

а) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25% голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций акционерного общества.

Соответственно, одним из условий для признания ООО субъектом МСП является условие о том, что участником ООО может быть юридическое лицо, не признаваемое субъектом МСП, доля участия которого не должна превышать 49%.

В рассматриваемом нами случае данное условие будет нарушено в ноябре 2022 года.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей.

Частью 5 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ установлено, что внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом в следующем порядке:

5) содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 10 июля текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не соответствуют условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона.

Таким образом, сведения о субъектах МСП исключаются из Реестра 10 июля текущего года в случае, если юридическое лицо не соответствует критериям для признания его субъектом МСП, на основании сведений, представленных за предшествующий календарный год.

Поскольку Организация с ноября 2022 года не соответствует критериям, для признания ее в качестве субъекта МСП, то она будет исключена из реестра субъектов МСП с 10 июля 2023 года.

Действующими нормами прямо не разъяснено, с какого момента плательщик страховых взносов лишается права на применение льготных ставок по страховым взносам, если он перестает соответствовать критериям для признания его субъектом МСП до момента исключения его из реестра.

По данному вопросу в совместном Письме Минфина РФ и ФНС РФ от 26.02.2021 № СД-17-11/65@ были даны следующие разъяснения:

«Согласно статье 3 Федерального закона N 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр МСП).

Таким образом, плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Федеральным законом N 102-ФЗ, при условии внесения сведений о них в реестр МСП.

Указанные плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с 1-го числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр МСП, но не ранее чем с 1 апреля 2020 года.

В случае исключения плательщиков страховых взносов из реестра МСП пониженные тарифы страховых взносов не применяются с 1-го числа месяца, в котором плательщики страховых взносов были исключены из реестра МСП».

Коллегия Налоговых Консультантов

оказывает и юридические услуги, в т.ч. по 

налоговым проверкам +7915-329-02-05

В Письме ФНС РФ от 02.06.2020 № БС-4-11/9090@ была высказана аналогичная точка зрения:

«…плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Федеральным законом N 102-ФЗ, при условии внесения сведений о них в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр МСП).

Указанные плательщики страховых взносов вправе применять тарифы страховых взносов с 1-го числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр МСП, но не ранее чем с 1 апреля 2020 года.

В случае исключения плательщиков страховых взносов из реестра МСП пониженные тарифы страховых взносов не применяются с 1-го числа месяца, в котором плательщики страховых взносов были исключены из реестра МСП».

В Письме Минфина РФ от 17.06.2020 № 03-15-06/52553 была высказана схожая точка зрения:

«…если хозяйствующие субъекты признаются субъектами МСП, то они вправе применять вышеупомянутые пониженные тарифы страховых взносов с 1-го числа месяца, в котором сведения о них внесены в единый реестр МСП, но не ранее 1 апреля 2020 года и до 1-го числа месяца, в котором они были исключены из реестра МСП».

В Письме Минфина РФ от 20.01.2022 № 03-15-05/2932 были даны следующие разъяснения:

«Вопрос: О периоде применения пониженных тарифов страховых взносов организацией, являющейся субъектом МСП.

Ответ: Согласно Федеральному закону N 209-ФЗ к субъектам МСП относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов МСП.

Таким образом, организация, являющаяся субъектом МСП, вправе применять вышеупомянутые пониженные тарифы страховых взносов с 1-го числа месяца, в котором сведения о ней внесены в единый реестр субъектов МСП (но не ранее 1 апреля 2020 года), и до 1-го числа месяца, в котором она исключена из единого реестра субъектов МСП».

В Постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.07.2022 № Ф07-9397/2022 по делу № А56-66278/2021, Арбитражного суда Поволжского округа от 15.06.2022 № Ф06-19374/2022 по делу № А57-15290/2021 сделан вывод о том, что статус субъекта малого и среднего предпринимательства поставлен в зависимость от факта включения такого субъекта в реестр МСП. Следовательно, плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Законом № 102-ФЗ, при условии внесения сведений о них в реестр МСП.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2022 № 09АП-17213/2022 по делу № А40-196680/2021 было отмечено следующее:

«…плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Федеральным законом N 102-ФЗ при условии внесения сведений о них в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанные плательщики страховых взносов вправе применять тарифы страховых взносов с 1-го числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр МСП, но не ранее чем с 1 апреля 2020 года. В случае исключения плательщиков страховых взносов из реестра МСП пониженные тарифы страховых взносов не применяются с 1-го числа месяца, в котором плательщики страховых взносов были исключены из реестра МСП».

В Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022 № 13АП-11291/2022 по делу № А56-105967/2021 были даны следующие разъяснения:

«В силу пункта 2 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ ведение единого реестра возложено на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах - на Федеральную налоговую службу Российской Федерации.

Таким образом, реестр формируется на основании сведений, находящихся в распоряжении ФНС России и поступающих в рамках представления налоговой отчетности, что обеспечивает автоматическое присвоение статуса субъекта малого предпринимательства хозяйствующим субъектам (Письмо Минэкономразвития России от 23 декабря 2016 года N Д28и-3430).

Установленный порядок формирования реестра свидетельствует о том, что он формируется уполномоченным органом в лице Федеральной налоговой службы России на основании, представленных в его распоряжение сведений, а сами субъекты малого предпринимательства не обращаются в данный орган с целью внесения сведений о них в данный реестр, статус субъекта малого предпринимательства присваивается автоматически и не носит заявительный характер.

Федеральная налоговая служба указала на недопустимость подтверждения территориальными налоговыми органами ФНС России принадлежности юридического лица (индивидуального предпринимателя) к субъекту малого и среднего предпринимательства при отсутствии сведений о соответствующем юридическом лице (индивидуальном предпринимателе) в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, исключительно Федеральная налоговая служба Российской Федерации является единственным уполномоченным органом на ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, а также на принятие решений о включении или исключении из реестра юридических лиц и предпринимателей.

В рассматриваемом случае установлено, что ФНС РФ 10.08.2019 исключило Общество из реестра, а 10.08.2020 включило в соответствующий реестр хозяйствующий субъект.

Следовательно, в период с 10.08.2019 по 10.08.2020 Общество не признавалось субъектом малого или среднего предпринимательства в соответствии с Законом N 209-ФЗ, которые вправе применять пониженные тарифы страховых взносов».

Из приведенных разъяснений фискальных органов и судебных инстанций можно сделать вывод о том, что право на применение пониженных тарифов поставлено в зависимость от наличия или отсутствия сведений об ООО в реестре субъектов МСП. Момент несоответствия ООО критериям, установленным статьей 4 Закона № 209-ФЗ, в данном случае значения не имеет.

На основании изложенного, считаем, что Организация вправе продолжать применять пониженные тарифы по страховым взносам до момента ее исключения из реестра субъектов МСП, т.е. до 1 июля 2023 года.

Оказываем помощь в предоставлении услуги

экспресс-аудита, и оперативном получении 

аудиторского заключения. +7906-045-85-75

Коллегия Налоговых Консультантов, 22 ноября 2022 года



[1] Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 01.04.2020 № 102-ФЗ.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел