Главная / Консультации / Общий аудит / О применении льготы по НДС соисполнителем при выполнении ОКР

О применении льготы по НДС соисполнителем при выполнении ОКР

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

23.09.2022
Вопрос

Может ли соисполнитель по договору на выполнение ОКР применять льготу по НДС в соответствии с  в п. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ?
Ответ

Телеграм-канал https://t.me/knk_audit Бухучет, налоги, нововведения, прослеживаемость, иностранные компании, сложные случаи

 

 

 

В соответствии с подпунктом 16.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ льготу по НДС вправе применять как исполнитель, так и соисполнитель, выполняющий ОКР.

Для применения льготы необходимо, чтобы в состав ОКР включались виды деятельности, поименованные в подпункте 16.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Документами, подтверждающими право на применение льготы, будут являться договор, техническое задание, акты выполненных работ, отчеты.

Риск возникновения претензий со стороны налоговых органов в части применения льготы может возникнуть в том случае, если, по их мнению, виды выполняемых организацией работ не будут являться НИОКР, либо в составе работ будут отсутствовать виды деятельности, поименованные в подпункте 16.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

В связи с применением льготы по НДС при выполнении ОКР сумма «входного» НДС не может быть принята к вычету и подлежит включению в стоимость приобретаемых товаров, работ, услуг, которые используются для ОКР.

Если Организация осуществляет как облагаемые, так и необлагаемые НДС операции, то у нее возникнет обязанность по ведению раздельного учета сумм «входного» НДС.

Обоснование:

В соответствии с подпунктом 16.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС на территории РФ выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:

- разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

- разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

- создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

В Письмах Минфина РФ от 03.12.2019 № 03-07-07/93814, от 14.08.2017 № 03-03-06/1/51933, от 09.08.2017 № 03-07-07/50938 по вопросу возможности применения льготы по НДС соисполнителями были даны следующие разъяснения:

«…в соответствии с подпунктом 16.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) на территории Российской Федерации освобождается выполнение организациями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и технологических работ включаются указанные в данном подпункте виды деятельности.

Освобождение от налогообложения НДС вышеуказанных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и технологических работ применяется организациями (исполнителями) и соисполнителями независимо от источника финансирования этих работ при условии, что в состав таких работ включаются виды деятельности, поименованные в подпункте 16.1 пункта 3 статьи 149 Кодекса. При выполнении иных работ указанное освобождение не применяется».

Из приведенных разъяснений следует, что соисполнители вправе применять льготу по НДС при выполнении опытно-конструкторских работ при условии, что в состав работ включаются виды деятельности, поименованные в подпункте 16.1 пункта 3 статьи 164 НК РФ.

В Письме Минфина РФ от 07.02.2012 № 03-07-08/30 были даны следующие разъяснения:

«Вопрос: ЗАО в рамках международных соглашений выполняет по договору опытно-конструкторские работы для иностранной организации. Указанные работы не подлежат налогообложению НДС.

Для выполнения работ по вышеуказанному договору ЗАО привлекает российских соисполнителей.

Освобождаются ли от налогообложения НДС организации-соисполнители, участвующие в реализации данного договора?

Ответ: Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом п. 2 ст. 146 и ст. 149 Кодекса установлены перечни операций, не являющихся объектом налогообложения или не подлежащих налогообложению в Российской Федерации.

В соответствии с положениями пп. 16 и 16.1 п. 3 ст. 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации освобождаются опытно-конструкторские работы, в том числе:

выполняемые учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров;

включающие разработку конструкции инженерного объекта или технической системы, новых технологий либо создание опытных образцов машин, оборудования, материалов.

Следует отметить, что на основании п. 5 ст. 149 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие указанные опытно-конструкторские работы, вправе отказаться от такого освобождения в порядке, предусмотренном данным пунктом. Поэтому в случаях отказа от применения данного освобождения либо осуществления опытно-конструкторских работ, не предусмотренных пп. 16 и 16.1 п. 3 ст. 149 Кодекса, налогоплательщикам следует руководствоваться п. 3 ст. 164 Кодекса и облагать выполняемые работы налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов».

В приведенном письме прямо ответ на вопрос не сформулирован, однако, из приведенных выводов можно заключить, что в случае если соисполнитель не отказался от льготы, и если виды опытно-конструкторских работ поименованы в подпункте 16.1 пункта 3 статьи 164 НК РФ, то соисполнитель вправе применить льготу по НДС.

В Письме Минфина РФ от 01.11.2016 № 03-07-07/63846 в отношении документов, подтверждающих применение льготы, были даны разъяснения для случая, когда освобождение применялось при выполнении НИОКР за счет бюджетных средств на основании подпункта 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ:

«…на основании подпункта 16.1 пункта 3 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются виды деятельности, предусмотренные данным подпунктом.

Таким образом, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются вышеуказанные работы, выполняемые за счет средств бюджетов как исполнителями, так и соисполнителями этих работ.

Указанной статьей Кодекса перечень документов, подтверждающих правомерность применения освобождения от налогообложения, предусмотренного указанными подпунктами пункта 3 статьи 149 Кодекса, не установлен.

По нашему мнению, основанием для освобождения от налога на добавленную стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета, может являться договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление (справка) заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей о выделенных ему бюджетных средствах на оплату указанных работ».

Коллегия Налоговых Консультантов

оказывает и юридические услуги, в т.ч. по 

налоговым проверкам +7915-329-02-05

Схожая позиция была высказана в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2019 № 09АП-12657/2019 по делу № А40-165785/18:

«Судебной практикой и позициями Минфина России выработан подход по вопросу перечня документов, подтверждающих правомерность применения налогоплательщиками льгот, предусмотренных пп. 16 и 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ. Так, основанием для освобождения от налога на добавленную стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета, может являться договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление (справка) заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей о выделенных ему бюджетных средствах на оплату указанных работ (письма Минфина России от 11.10.2012 N 03-07-07/409, от 04.04.2012 N 03-07-07/42 и др., ФНС России от 01.09.2010 N ШС-37-3/10367, от 01.11.2016 N 03-07-07/63846).

В письмах УФНС России по г. Москве от 23.12.2008 N 19-11/119609, от 21.11.2008 N 19-11/108743 указано, что для обоснования льготы по НДС при проведении НИОКР. кроме договора на выполнение работ и письменного уведомления заказчика, у налогоплательщика должны быть в наличии дополнительные сведения (техническое задание, дополнительные соглашения к договору, календарный план, ведение раздельного учета и т.д.)».

При этом разъяснения, касающиеся порядка документального подтверждения права на применение льготы в случае применения нормы подпункта 16.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ, отсутствуют.

По нашему мнению, поскольку право на льготу предоставлено тем исполнителям (соисполнителям), которые выполняют НИОКР, связанные с:

- разработкой конструкции инженерного объекта или технической системы;

- разработка новых технологий;

- созданием опытных образцов машин, оборудования, материалов, не имеющих сертификата соответствия, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями, не предназначенных для реализации третьим лицам,

то документы, представляемые проверяющим органам, должны подтверждать выполнение НИОКР, в состав работ которых включены приведенные виды деятельности.

Следовательно, по нашему мнению, документами, подтверждающими применение льготы, могут являться договоры, технические задания, иная документация, подтверждающие соответствие работ видам, поименованным в подпункте 16.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

В Письме Минфина РФ от 12.01.2018 № 03-07-07/806 были даны разъяснения, согласно которым понятие НИОКР в целях применения льготы по НДС используется в том значении, которое введено Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ (далее – Закон № 127-ФЗ):

«Кодексом понятие "научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" не установлено. В связи с этим при использовании этого понятия в целях освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость, установленного подпунктом 16.1 пункта 3 статьи 149 Кодекса, следует руководствоваться нормами других отраслей законодательства Российской Федерации.

Так, отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности, регулируются Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". При этом понятия, указанные в статье 2 данного Федерального закона, могут быть использованы в том числе в целях применения Кодекса».

Анализ арбитражной практики также свидетельствует о том, что налоговыми органами и судебными инстанциями при анализе правомерности применения льготы, предусмотренной подпунктом 16.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ, анализируются виды работ, предусмотренные договором, и иными документами (актами выполненных работ, отчетами о результатах НИОКР). При этом возможность отнесения видов работ, предусмотренных договорами, документацией, к НИОКР анализируется в соответствии с понятиями, введенными Законом № 127-ФЗ - Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.05.2016 № Ф01-1456/2016, ФАС Западно-Сибирского округа от 07.03.2014 по делу № А75-4150/2013, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 № 08АП-484/2014 по делу № А75-4073/2013.

Отметим, что в Письме ФНС России от 28.03.2017 № СД-4-3/5664@ было отмечено следующее:

«…для получения освобождения от налогообложения НДС исполнитель должен осуществлять на территории Российской Федерации работы, подпадающие под понятие НИОКР, при условии, что выполняемые работы указаны в подпункте 16.1 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

Согласно Положению о ФНС России, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

В связи с этим сообщаем, что вопросы квалификации услуг по разработке производственно-технической документации для внедрения на производстве новых моделей автомобильных колес в качестве НИОКР к компетенции ФНС России не относятся.

Вместе с тем при осуществлении мероприятий налогового контроля налоговый орган вправе в порядке, установленном статьей 95 Кодекса, назначить экспертизу для разрешения вопроса об отнесении к НИОКР разработки производственно-технической документации для внедрения на производстве новых моделей автомобильных колес».

Таким образом, при возникновении споров, связанных с отнесением работ исполнителя к НИОКР, указанным в подпункте 16.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ, фискальные органы вправе привлечь эксперта.

На основании изложенного, считаем, что в соответствии с подпунктом 16.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ льготу по НДС вправе применять как исполнитель, так и соисполнитель, выполняющий ОКР.

Для применения льготы необходимо, чтобы в состав ОКР включались виды деятельности, поименованные в подпункте 16.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Документами, подтверждающими право на применение льготы, будут являться договор, техническое задание, акты выполненных работ, отчеты.

При отнесении видов работ, выполняемых исполнителем, соисполнителем к НИОКР будет использоваться терминология, предусмотренная, Законом № 127-ФЗ.

Риск возникновения претензий со стороны налоговых органов в части применения льготы может возникнуть в том случае, если, по их мнению, виды выполняемых организацией работ не будут являться НИОКР, либо в составе работ будут отсутствовать виды деятельности, поименованные в подпункте 16.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Отдельно обращаем Ваше внимание, что в связи с применением льготы на основании подпункта 16.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ сумма «входного» НДС не может быть принята к вычету и подлежит включению в стоимость приобретаемых товаров, работ, услуг, которые используются для выполнения опытно-конструкторских работ (пункт 2 статьи 170 НК РФ).

В случае если Организация осуществляет как облагаемые, так и необлагаемые НДС операции, то у нее возникнет обязанность по ведению раздельного учета сумм «входного» НДС (пункт 4 статьи 170 НК РФ).

Коллегия Налоговых Консультантов, 15 июня 2022 года

Телеграм-канал https://t.me/knk_audit Бухучет, налоги, нововведения, прослеживаемость, иностранные компании, сложные случаи

 

 


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел