Главная / Консультации / Общий аудит / О репатриации валютной выручки в условиях ограничений

О репатриации валютной выручки в условиях ограничений

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

27.02.2023
Вопрос

Российская компания является экспортером оборудования по договору, заключенному с иностранным покупателем. Поставки осуществлялись на условиях отсрочки платежа. На сегодняшний день есть долг перед российской компанией по оплате поставленного оборудования. У покупателя нет возможности погасить задолженность из-за введенных на территории иностранного государства ограничений.
Действует ли в настоящее время правило о репатриации валютной выручки, какая ответственность за нарушение этого правила?
Ответ

Телеграм-канал https://t.me/knk_audit Бухучет, налоги, нововведения, прослеживаемость, иностранные компании, сложные случаи







В соответствии с Указами Президента РФ № 529 и № 430 требования Закона № 173-ФЗ о репатриации не применяются.

При этом неприменение требования о репатриации не снимает с российских организаций обязанность обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по договору с нерезидентом, в том числе иными способами, разрешенными законодательством РФ.

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по прекращению обязательств по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом, способами, разрешенными законодательством РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 4.3 статьи 15.25 КоАП.

 

Обоснование:

Порядок осуществления валютных операций на территории РФ регулируется Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее – Закон № 173-ФЗ).

В силу части 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты РФ в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить:

1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Таким образом, частью 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ предусмотрено правило репатриации, согласно которому организация-резидент при осуществлении внешней торговли обязана своевременно получить от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ, причитающуюся в соответствии с условиями договоров (контрактов).

Случаи, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ, причитающуюся по внешнеторговому договору (контракту), перечислены в частях 2, 4 - 4.4, 4.8 и 5 - 8 статьи 19 Закона № 173-ФЗ, а также в части 4 статьи 2 Закона № 265-ФЗ[1].

Согласно части 8 статьи 19 Закона № 173-ФЗ[2] требования пункта 1 части 1 настоящей статьи не применяются в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, за исключением внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, предусматривающих передачу резидентами нерезидентам товаров, классифицируемых в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в позициях 0302 - 0308, 0511 91 909 0, 2501 00 - 2522, 2524 - 2530, 2601 - 2704 00 (кроме 2601 11 000 0, 2601 12 000 0), 2709 00, 2710, 2711, 2712 - 2713, 2715 00 000 0, 2902, 4401 - 4403, 4407, 7101 - 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 - 7103 99 000 8), 7112, 7204, 7302, 7401 00 000 0, 7404 00, 7501, 7503 00, 7602 00, 7802 00 000 0, 7902 00 000 0, 8002 00 000 0, 8101 97 000 0, 8102 97 000 0, 8103 30 000 0, 8104 20 000 0, 8105 30 000 0, 8107 30 000 0, 8108 30 000 0, 8109 30 000 0, 8110 20 000 0, 8111 00 190 0, 8112 13 000 0, 8112 22 000 0, 8112 52 000 0, 8112 92 210, 8113 00 400 0, а также за исключением внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, и нерезидентами.

Таким образом, в силу части 8 статьи 19 Закона № 173-ФЗ организация-резидент  вправе не выполнять требования Закона № 173-ФЗ о репатриации в отношении договоров (контрактов) поставки несырьевых товаров, по которым сумма обязательств определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте.

В течение 2022 года Президентом РФ был принят ряд Указов, которые в том числе затрагивают требования Закона № 173-ФЗ о репатриации.

Так, Указом Президента РФ № 430[3] изложено следующее:

«1. Установить, что:

а) требования статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" о репатриации резидентами - участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных с нерезидентами и предусматривающих передачу нерезидентам товаров, выполнение для них работ, оказание им услуг, передачу им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, исполняются в определенном в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций" размере, но не менее суммы иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже;… ».

Пунктом 2 Указа Президента РФ № 79[4] предусмотрено:

«…2. Резиденты - участники внешнеэкономической деятельности обязаны осуществлять продажу иностранной валюты, зачисленной на их счета в уполномоченных банках на основании внешнеторговых контрактов, заключенных с нерезидентами и предусматривающих передачу нерезидентам товаров, оказание нерезидентам услуг, выполнение для нерезидентов работ, передачу нерезидентам результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в размере, определенном Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, в срок, установленный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации….».

Подкомиссией Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ[5] принято единогласное решение разрешить начиная с 10.06.2022 резидентам - участникам внешнеэкономической деятельности осуществлять обязательную продажу иностранной валюты в размере 0 процентов суммы иностранной валюты, зачисленной на их счета в уполномоченных банках на основании внешнеторговых контрактов, заключенных с нерезидентами и предусматривающих передачу нерезидентам товаров, оказание нерезидентам услуг, выполнение для нерезидентов работ, передачу нерезидентам результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Таким образом, вышеизложенными Указами Президента РФ, по сути, отменены требования о зачислении на счет в уполномоченных банках причитающейся по внешнеторговому договору (контракту) суммы иностранной валюты.

Кроме того, с вступлением в силу Указа Президента РФ № 529[6] требования Закона № 173-ФЗ о репатриации при осуществлении внешней торговли не действуют до внесений изменений в Закон № 173-ФЗ.

Указом Президента РФ № 529[7] принято следующее решение:

«4. Впредь до внесения изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

а) при реализации Указа Президента Российской Федерации от 5 июля 2022 г. N 430 "О репатриации резидентами - участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации" не применяется ограничение по сумме переводов денежных средств в иностранной валюте физическим лицом - резидентом, установленное пунктом 12 части 1 статьи 9 указанного Федерального закона;

б) при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении и возврате займов российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не применяются требования абзаца первого части 2 статьи 14 (в части, касающейся соблюдения требования об обязательности формы расчетов), частей 1 и 2 статьи 19 указанного Федерального закона;

в) если иное не предусмотрено указами Президента Российской Федерации, при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении и возврате займов российские юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять зачет своих требований к нерезидентам и обязательств перед ними или замену обязательств нерезидентов новыми обязательствами, за исключением случаев, определенных Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации….».

Таким образом, так как в связи вышеизложенными Указами  требования о репатриации не применяются,  то у Организации при незачислении сумм иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся по внешнеторговому договору (контракту) на счета в уполномоченных банках, не образуется события административного правонарушения по части 4 статьи 15.25 КоАП.

При этом неприменение требования о репатриации не снимает с российских организаций обязанность обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по договору с нерезидентом, в том числе иными способами, разрешенными законодательством РФ.

Согласно части 4 статьи 24 Закона № 173-ФЗ резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам), которые заключены между резидентами и нерезидентами и на которые распространяются требования настоящего Федерального закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, были отменены.

Действие настоящей части распространяется также на внешнеторговые договоры (контракты), предусматривающие передачу резидентами нерезидентам товаров, выполнение для них работ, оказание им услуг, передачу им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, срок действия которых истек до отмены требований, установленных пунктом 1 части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, но по которым обязательства не были исполнены.

Коллегия Налоговых Консультантов – НОМЕР ОДИН в реестре аудиторов ОЗО.  Сопровождаем выездные и камеральные налоговые проверки. Оказываем помощь в решении досудебных и арбитражных споров с налоговой,  минимизируем ущерб от деятельности налоговых органов. ab@knka.ru  +7915-329-02-05

 

 

В Письме ФНС РФ от 10.08.2020 № ВД-4-17/12881@ отмечено, что к иным способам, разрешенным законодательством РФ, которыми может быть прекращено исполнение указанных договоров (контрактов), в том числе можно отнести следующие способы:

- получение от нерезидентов денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) на свои счета в зарубежных банках;

- зачет встречного требования;

- уступку требования иному лицу;

- новацию (соглашение сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством) и др.

 

Пунктом 5 статьи 12 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что наряду со случаями, указанными в абзаце первом настоящей части, на счета резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены денежные средства в валюте Российской Федерации и иностранной валюте по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным такими резидентами с нерезидентами, в отношении которых требования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, были отменены[8].

 

Положениями вышеизложенного Указа, также предусмотрена возможность при осуществлении внешнеторговой деятельности организации-резиденту осуществить зачет своих требований к нерезидентам и обязательств перед ними и замену обязательств нерезидентов новыми обязательствами, в случае если не предусмотрено Указами Президента РФ[9].

Кроме того, Правительство РФ  по согласованию с ЦБ РФ может устанавливать случаи[10], когда проведение зачета и замена обязательств новыми обязательствами невозможно.

Обращаем Ваше внимание, что согласно части 4.3. стать 15.25 КоАП невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом, на который распространяются требования валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 5 до 30 процентов суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента; на должностных лиц - от 3 до 5 процентов суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента, но не более тридцати тысяч рублей.

Таким образом, невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по прекращению обязательств по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом, способами, разрешенными законодательством РФ, образует состав административного правонарушения по части 4.3 статьи 15.25 КоАП.

 

Выше изложенный вывод подтверждается судебной практикой.

Так, в Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.09.2022 № Ф05-22623/2022 по делу № А40-8298/2022судом сделан следующий вывод:

«…ООО "Агро-Техник" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее - таможня, таможенный орган) об оспаривании постановления от 10.01.2022 N 10013000-005356/2021 о привлечении к административной ответственности на основании части 4.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 марта 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Агро-Техник" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, оспариваемым постановлением таможенного органа общество привлечено к административной ответственности по части 4.3 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 3.499.388,05 руб.

Частью 4.3 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрено, что невыполнение резидентом, в том числе включенным в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, в установленный срок обязанности по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом, на который распространяются требования валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 4, 4.1 и 4.2 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 5 до 30 процентов суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно ведомости банковского контроля, представленной уполномоченным банком - филиал ПАО "Сбербанк России" - Ставропольское отделение N 5230, общество осуществило поставку товара в адрес нерезидента в период с 27.06.2014 по 10.03.2015 на сумму 2.028.017,45 долларов США. Платежей от нерезидента в рамках внешнеторгового контракта поступило на общую сумму 1.238.540,88 долларов США (в том числе комиссия банка корреспондента в размере 30 долларов США). Возврат денежных средств не производился. Данные факты подтверждаются данными АС "Валютный контроль", сформированной Банком России совместно с ФТС России.

Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) установлена обязанность резидентов получить от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Федеральным законом от 02.08.2019 N 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств" (далее - Федеральный закон N 265-ФЗ) внесены изменения в валютное законодательство, которые затрагивают вопросы привлечения резидентов к уголовной и административной ответственности (вступил в законную силу с 01.01.2020).

*****************************************

Консультация размещена не полностью.

Полный текст консультации размещен в нашем телеграм-канале https://t.me/knk_audit. Для БЕСПЛАТНОГО получения полного текста также можно обратиться к Андрианову Александру Борисовичу по тел. +7495-775-59-32 доб.106,  +7915-329-02-05 или по эпочте ab@knka.ru

***********************************************









[1]  Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств».

[2] Часть 8 статьи 19 Закона № 173-ФЗ введена Федеральным законом от 28.06.2021 № 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле» и действует с 01.07.2021 года. 

[3] Указ Президента РФ от 05.07.2022 № 430 «О репатриации резидентами - участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации».

[4] Указ Президента РФ от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций».

[5] «Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 9 июня 2022 года N 61»(доведена Минфином России 10.06.2022 N 05-06-05/ВН-29704).

[6] Указ Президента РФ от 08.08.2022 № 529 «О временном порядке исполнения обязательств по договорам банковского счета (вклада), выраженных в иностранной валюте, и обязательств по облигациям, выпущенным иностранными организациями».  

[7] Указ Президента РФ от 08.08.2022 № 529 «О временном порядке исполнения обязательств по договорам банковского счета (вклада), выраженных в иностранной валюте, и обязательств по облигациям, выпущенным иностранными организациями»    

[8] Зачисление иностранной валюты, полученной от нерезидентов по внешнеторговым договорам (контрактам), предусматривающим передачу нерезидентам товаров, на свои счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории РФ банках осуществляется с учетом «Выписки из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 21 июня 2022 года № 64/4» (доведена Минфином России 29.06.2022 № 05-06-10/ВН-32847).

[9] Такие Указы на сегодняшний день не приняты.

[10] Правительством РФ не приняты соответствующие нормативные акты.



Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел