Главная / Консультации / Общий аудит / О выполнении норм утилизации вместо уплаты экологического сбора

О выполнении норм утилизации вместо уплаты экологического сбора

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

26.05.2023
Вопрос

Организация является импортером товара, в отношении которого существует обязанность по выполнению нормативов утилизации. Организация несколько лет уплачивала экологический сбор. Вместо уплаты экологического сбора Организация планирует привлечь на основании договора исполнителя, который будет выполнять нормы утилизации.
Какие могут возникнуть риски?
Ответ

Телеграм-канал https://t.me/knk_audit Бухучет, налоги, нововведения, прослеживаемость, иностранные компании, сложные случаи






1. Уплата экологического сбора не является единственным способом выполнения нормативов утилизации. Организация вправе вместо уплаты экологического сбора заключить договор с юридическим лицом, осуществляющим утилизацию отходов.

При представлении отчетности, в которой отражены сведения о договорах и актах утилизации отходов, подтверждающей выполнение нормативов утилизации, обязанность Организации по выполнению нормативов утилизации будет считаться исполненной.

В этом случае Росприроднадзор не вправе предъявить какие-либо претензии к Организации лишь на том основании, что ранее ею уплачивался экологический сбор.

2. Росприроднадзор вправе проверять достоверность сведений, указанных в отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации, в том числе проверять достоверность информации, указанной в актах утилизации.

Соответственно, Росприроднадзор вправе предъявить требования к Организации об уплате экологического сбора в том случае, если им будет установлено, что в отчетности отражены недостоверные сведения о выполнении нормативов утилизации, например, по той причине, что в таких объемах Исполнителем в принципе не были утилизированы отходы, или им были выполнены работы, не соответствующие понятию утилизации отходов (транспортировка, сортировка, без последующей переработки и т.д.).

3. В случае возникновения претензий со стороны Росприроднадзора Организация будет обязана уплатить экологический сбор за свой счет.

4. Если Организация не уплатит экологический сбор на основании полученного требования, Росприроднадзор будет вправе его взыскать в  судебном порядке.

Кроме того, Организация может быть привлечена к административной ответственности за неуплату, неполную уплату экологического сбора в виде штрафа в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора, но не менее 500 тыс. руб.

Организация также может быть привлечет к административной ответственности за отражение в отчетности недостоверных сведений в виде штрафа в двукратном размере суммы сбора, но не менее 250 тыс. руб.

Обоснование:

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ[1] юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории РФ (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством РФ нормативов утилизации.

В силу пункта 1.2 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на импортеров товаров с момента их первичной реализации на территории РФ в отношении:

товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции;

товаров, ввезенных из государств - членов ЕАЭС;

упаковки товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции;

упаковки товаров, ввезенных из государств - членов ЕАЭС.

Согласно пункту 2 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством РФ с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами.

Из приведенных норм следует, что организации – импортеры товаров обязаны обеспечить выполнение нормативов утилизации в отношении товаров и упаковки товаров, которые включены в Перечень товаров, упаковки, подлежащих утилизации.

Пунктом 4 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ установлено, что обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).

 

На основании пункта 7 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 9 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной:

- со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации;

- со дня уплаты экологического сбора.

Из приведенных положений следует, что Организация, являясь импортером товара, обязана выполнить нормативы утилизации:

- либо путем самостоятельной утилизацией отходов (в том числе, заключив договор с юридическим лицом, осуществляющим утилизацию отходов);

- либо путем уплаты экологического сбора.

Таким образом, уплата экологического сбора не является единственным способом выполнения нормативов утилизации. Организация вправе вместо уплаты экологического сбора заключить договор с юридическим лицом, осуществляющим утилизацию отходов.

Отметим, что норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования (пункт 4.1 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ).

Соответственно, в целях выполнения нормативов утилизации Исполнитель по договору может утилизировать не только товары и упаковку товаров самой Организации, но и иные отходы, входящие в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров, при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.

На основании пункта 9.1 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ выполнение нормативов утилизации подтверждается:

- договорами, предусмотренными пунктами 4 и 5 настоящей статьи, - в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, российским экологическим оператором, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации;

- актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном пунктом 16 настоящей статьи.

Сведения о договорах и актах, указанных в абзацах втором и третьем пункта 9.1 настоящей статьи, включаются в отчетность о выполнении нормативов утилизации (пункт 9.2 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ).

Коллегия Налоговых Консультантов, номер ОДИН в реестре аудиторов ОЗО,

оказывает  весь комплекс аудиторских, консультационных и юридических услуг +7915-329-02-05

Таким образом, при представлении отчетности, в которой отражены сведения о договорах и актах утилизации отходов, подтверждающей выполнение нормативов утилизации, обязанность Организации по выполнению нормативов утилизации будет считаться исполненной.

Отметим, что в силу пункта 18 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ учет и контроль выполнения установленных нормативов утилизации в отношении отходов от использования товаров, произведенных на территории РФ или ввезенных в РФ, в том числе проверка достоверности представленной производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, включая акты утилизации отходов от использования товаров, осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном пунктом 16 настоящей статьи.

Следовательно, Росприроднадзор вправе проверять достоверность сведений, указанных в отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации, в том числе проверять достоверность информации, указанных в актах утилизации.

Арбитражная практика свидетельствует о том, что в случае если Исполнителем, с которым заключены договоры на утилизацию отходов, проведены мероприятия, не удовлетворяющие понятию утилизации, предоставлены недостоверные сведения об объемах утилизации и/или способах утилизации, Росприроднадзор предъявляет к производителю, импортеру требования об уплате экологического сбора.

Так, например, из Постановления Арбитражного суда Московского округа от 20.09.2022 № Ф05-21532/2022 по делу № А40-280790/2021 следует, что Росприроднадзор начислил организации экологический сбор, поскольку посчитал, что требования о выполнение нормативов утилизации не было выполнено в связи с тем, что исполнитель по договору об утилизации, применил технологию утилизации, которая отсутствовала в Банке данных Росприроднадзора. Суд довод Росприроднадзора не принял и вынес решение в пользу организации. 

В Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.02.2023 № Ф07-22328/2022 по делу № А13-12101/2021 судом было вынесено решение в пользу Росприроднадзора, которым было выставлено требование об уплате организацией экологического сбора по следующим основаниям:

- исполнитель, привлеченный на основании договора о выполнении нормативов утилизации, не смог подтвердить факт утилизации отходов, поскольку действия, осуществленные исполнителем по сортировке отходов, извлечению пригодных компонентов, являются частью обработки, но не являются утилизацией.

В соответствии с пунктом 7 статьи 24.5 Закона № 89-ФЗ[2] в случае недостижения нормативов утилизации производителем, импортером, которые взяли на себя обязательство по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров в соответствии с пунктом 3 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, предусматривается уплата экологического сбора, рассчитываемого посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и достигнутым фактически значением количества утилизированных отходов от использования товаров.

Аналогичное положение предусмотрено пунктом 8 Порядка взимания экологического сбора[3]:

«В случае недостижения нормативов утилизации отходов от использования товаров экологический сбор рассчитывается плательщиками посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и фактически достигнутым значением количества утилизированных отходов от использования товаров».

Таким образом, если не будут выполнены нормативы утилизации, или будут выполнены не в полном объеме, у импортера возникнет обязанность уплатить экологический сбор, рассчитываемый как ставка экологического сбора, умноженная на разницу между установленным и фактическим количеством утилизированных отходов.

В силу пункта 25 Порядка взимания экологического сбора в случае невнесения, внесения не в полном объеме экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора плательщиком в установленные сроки администратор экологического сбора направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности и представлении расчета суммы экологического сбора.

В случае если в течение 15 календарных дней со дня получения плательщиком требования о добровольном погашении задолженности плательщик не погасил указанную задолженность в добровольном порядке, администратор экологического сбора осуществляет взыскание задолженности в судебном порядке.

Таким образом, если Организация не уплатит экологический сбор на основании полученного требования, Росприроднадзор будет вправе его взыскать в  судебном порядке.

Кроме того, статьей 8.41.1 КоАП РФ установлено, что неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей;

- на юридических лиц в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее пятисот тысяч рублей.

Пунктом 2 статьи 8.5.1 КоАП РФ предусмотрено, что представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей;

- на юридических лиц в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Как было отмечено нами выше, арбитражная практика свидетельствует о том, что в случае если Исполнителем, с которым заключены договоры на утилизацию отходов, проведены мероприятия, не удовлетворяющие понятию утилизации, предоставлены недостоверные сведения об объемах утилизации и/или способах утилизации, Росприроднадзор предъявляет к производителю, импортеру требования об уплате экологического сбора.

Практика, свидетельствующая о привлечении производителей, импортеров к административной ответственности по статье 8.41.1 или 8.5.1 КоАП РФ нами не выявлена.

Однако, по нашему мнению, привлечение импортера к административной на основании приведенных статей КоАП РФ возможно.

Коллегия Налоговых Консультантов – номер ОДИН в реестре аудиторов ОЗО.  Сопровождаем выездные и камеральные налоговые проверки. Оказываем помощь в решении досудебных и арбитражных споров с налоговой,  минимизируем ущерб от деятельности налоговых органов. ab@knka.ru  +7915-329-02-05

Коллегия Налоговых Консультантов, 5 апреля 2023 года



[1] Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

[2] Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

[3] Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073.



Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел