Главная / Консультации / Общий аудит / Об апостиле на сертификате резидентства

Об апостиле на сертификате резидентства

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

24.05.2023
Вопрос

Обязательно ли наличие апостиля на сертификате, подтверждающем резидентство компании из Германии?
Ответ

Телеграм-канал https://t.me/knk_audit Бухучет, налоги, нововведения, прослеживаемость, иностранные компании, сложные случаи






Иностранная компания обязана предоставить в адрес Организации оригинал подтверждения ее постоянного местонахождения, выданный компетентным органом Германии. Проставление апостиля на указанном документе не требуется.

Обоснование:

Пунктом 1 статьи 312 НК РФ предусмотрено, что при применении положений международных договоров РФ иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым РФ имеет международный договор РФ по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Помимо этого иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров РФ, подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Из приведенных норм следует, что в целях применения норм международного договора по вопросам налогообложения, предусматривающего освобождение от налогообложения или применение льготной ставки налога, иностранной организации следует представить следующие подтверждения:

- подтверждение резидентства;

- подтверждение фактического получателя дохода) предоставляются.

По общему правилу официальный документ, выданный в иностранном государстве, должен быть легализован на территории РФ путем проставления апостиля (статья 3  Гаагской конвенции от 05.10.1961).

В связи с этим, в некоторых случаях официальные органы указывали на то, что подтверждение постоянного местонахождения должно содержать апостиль (Письмо ФНС РФ от 09.09.2008 № 3-5-04/497).

В настоящее время фискальными органами высказывается позиция, согласно которой для правомерного применения положений международного соглашения достаточно наличия оригинала документа, подтверждающего постоянное местонахождение иностранной организации, выданного компетентным органом. Наличие апостиля в этом случае не требуется.

Так, в Письме Минфина РФ от 19.11.2018 № 03-08-05/83170 были даны следующие разъяснения:

«В соответствии со статьей 3 Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Российская Федерация присоединилась к Гаагской конвенции 31 мая 1992 г.), единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписывающее документ, и в надлежащем случае подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ совершен.

Однако выполнение упомянутой функции, то есть проставление апостиля, не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренности между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту представляется также перевод на русский язык.

В последнее время для урегулирования вопроса апостилирования или легализации документов, подтверждающих статус налогового резидента, а также учитывая определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2008 N 14556/07, соответствующие положения включаются в международные договоры Российской Федерации в области налогообложения.

Коллегия Налоговых Консультантов, номер ОДИН в реестре аудиторов ОЗО,

оказывает  весь комплекс аудиторских, консультационных и юридических услуг +7915-329-02-05

В данный момент Российской Федерацией заключены следующие международные договоры в области налогообложения, которые позволяют принимать документы, подтверждающие статус налогового резидента иностранного государства, без проставления апостиля:

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики от 20.12.2010 "Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал" и Протокол к нему от 20.12.2010;

- Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией от 15.11.1995 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" и Протокол к нему от 24.09.2011;

- Соглашение между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург от 28.06.1993 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" и Протокол к нему от 21.11.2011;

- Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты от 24.04.2013 "Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" и Протокол к ней от 24.04.2013;

- Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 18.10.1996 "Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал" и Соглашение в форме обмена нотами о порядке признания официальных документов, подтверждающих резидентство, выданных уполномоченными органами Российской Федерации и Республики Казахстан в рамках указанной Конвенции от 15.03.2016;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики от 13.10.2014 "Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" и Протоколы к нему от 13.10.2014 и от 08.05.2015;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики от 18.01.2016 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" и Протокол к нему от 18.01.2016;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов от 07.12.2011 "О налогообложении дохода от инвестиций договаривающихся государств и их финансовых и инвестиционных учреждений";

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур от 09.09.2002 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" и Протокол к нему от 17.11.2015.

Таким образом, включение положений, отменяющих процедуры апостилирования, в последние заключаемые соглашения об избежании двойного налогообложения и протоколы о внесении изменений в соглашения об избежания двойного налогообложения свидетельствует о сложившейся международной налоговой практике и обычаях, действующих на территории Российской Федерации, которые позволяют принимать документы, подтверждающие статус налогового резидента иностранного государства, без проставления апостиля.

Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание письма Минфина России от 05.10.2004 N 03-08-07, от 01.07.2009 N 03-08-13, считаем, что наличие оригинала документа, подтверждающего статус налогового резидента иностранной организации, выданного компетентным органом соответствующего государства, является достаточным подтверждением того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в иностранном государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор по вопросам налогообложения, даже в том случае, когда такой договор не содержит положений, регулирующих вопросы апостилирования и легализации документов, подтверждающих статус налогового резидентства».

В Письме УФНС РФ по МО от 29.01.2020 № 15-19/006124@ сделан следующий вывод:

«…включение положений, отменяющих процедуры апостилирования, в последние заключаемые соглашения об избежании двойного налогообложения и протоколы о внесении изменений в соглашения об избежания двойного налогообложения свидетельствует о сложившейся международной налоговой практике и обычаях, действующих на территории Российской Федерации, которые позволяют принимать документы, подтверждающие статус налогового резидента иностранного государства, без проставления апостиля.

Учитывая вышеизложенную сложившуюся международную налоговую практику, Министерство финансов России как компетентный орган по смыслу договоров об избежании двойного налогообложения в своих письмах от 03.04.2018 N 03-08-05/21444, от 28.08.2018 N 03-08-05/61095, от 19.11.2018 N 03-08-05/83170 разъяснило, что наличие оригинала документа, подтверждающего статус налогового резидента иностранной организации, выданного компетентным органом соответствующего государства, является достаточным подтверждением того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в иностранном государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор по вопросам налогообложения, даже в том случае, когда такой договор не содержит положений, регулирующих вопросы апостилирования и легализации документов, подтверждающих статус налогового резидентства.

При этом информируем, что проверка правильности исчисления и уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) налогов осуществляется налоговыми органами в рамках мероприятий налогового контроля в порядке, предусмотренном Кодексом».

Кроме того, в отношении наличия апостиля на документах, выдаваемых компетентным органом Германии, были даны следующие разъяснения - Письмо Минфина РФ от 09.10.2008 № 03-08-05/2:

«Вопрос: Организация - резидент ФРГ проводит консультационное обслуживание российской организации. Однако уполномоченные органы Германии отказывают в проставлении апостиля на свидетельстве о постоянном местонахождении немецкой организации в ФРГ. Обязательно ли наличие апостиля в целях избежания двойного налогообложения при исчислении налога на прибыль?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно необходимости апостилирования официальных документов, подтверждающих постоянное местонахождение организаций и физических лиц в Федеративной Республике Германия, и сообщает.

В соответствии с согласованным Министерством финансов Российской Федерации и Министерством финансов Федеративной Республики Германия Меморандумом о взаимопонимании от 19.01.2006 российская и германская стороны подтвердили, что налоговыми органами как Российской Федерации, так и Федеративной Республики Германия не может быть потребовано проставление апостиля на официальных документах, подтверждающих постоянное местонахождение организаций и физических лиц в обоих договаривающихся государствах.

Учитывая вышеизложенное, документы, подтверждающие постоянное местонахождение организаций и физических лиц на территории Германии, должны приниматься без апостиля».

В Письме Минфина РФ от 12.08.2015 № 03-08-05/46404 был сделан вывод о том, что сертификат о резидентстве, представленный иностранной организацией, зарегистрированной в ФРГ, не требует проставления апостиля либо иной легализации документа.

На основании изложенного, считаем, что иностранная компания обязана предоставить в адрес Организации оригинал подтверждения ее постоянного местонахождения, выданный компетентным органом Германии.

Проставление апостиля на указанном документе не требуется.

Коллегия Налоговых Консультантов – номер ОДИН в реестре аудиторов ОЗО.  Сопровождаем выездные и камеральные налоговые проверки. Оказываем помощь в решении досудебных и арбитражных споров с налоговой,  минимизируем ущерб от деятельности налоговых органов. ab@knka.ru  +7915-329-02-05

 

 

 

 

 

 

 

Коллегия Налоговых Консультантов, 5 апреля 2023 года



Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел