Главная / Консультации / Общий аудит / Об этапах добровольной ликвидации ООО

Об этапах добровольной ликвидации ООО

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

01.02.2023
Вопрос

Каковы этапы добровольной ликвидации ООО?
Ответ

Телеграм-канал https://t.me/knk_audit Бухучет, налоги, нововведения, прослеживаемость, иностранные компании, сложные случаи



 

 

Этапы ликвидации ООО

1.

Принятие участниками ООО решения о ликвидации организации, утверждение ликвидационной комиссии/ликвидатора

2.

В течение трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации Уведомление по форме № Р15016 в ИФНС РФ по г. Москве № 46 о начале процедуры ликвидации, о назначении ликвидационной комиссии/ликвидатора

3.

В течение трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации размещение на Федресурсе сведений о ликвидации юридического лица, о ликвидационной комиссии/ликвидаторе, порядок, условия и сроки предъявления требований кредиторами.

4.

Размещение в журнале «Вестник государственной регистрации» информации о начале процедуры ликвидации, порядок и сроки заявления требования кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации информации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия/ликвидатор принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица

5.

Уведомление сотрудников за два месяца до планируемого увольнения.

Уведомление службы занятости за два месяца до планируемого увольнения, за три месяца до планируемого массового увольнения.

6.

По истечении срока, установленного для предъявления требований кредиторами (минимум через два месяца с момента публикации сообщения в СМИ) ликвидационной комиссией/ликвидатором составляется промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается участниками ООО.

В регистрирующий орган направляется Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме № Р15016, к которому прилагается промежуточный ликвидационный баланс

7.

В течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но до предоставления в регистрирующий орган заявления о регистрации ликвидации организации ООО следует представить сведения о сотрудниках в ПФ РФ

8.

После составления промежуточного ликвидационного баланса осуществляются расчеты с кредиторами в порядке очередности

9.

Имущество, оставшееся после погашения обязательств перед кредиторами, передается участникам ООО

10.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия/ликвидатор составляет ликвидационный баланс, который утверждается участниками ООО

11.

В ИФНС РФ по г. Москве № 46 подаются документа для регистрации ликвидации ООО:

- заявление о ликвидации по форме № Р15016;

- ликвидационный баланс;

- документ об уплате государственной пошлины;

- документ, подтверждающий представление сведений в ПФ РФ и налоговый орган о сотрудниках

Обоснование:

В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Закона № 14-ФЗ[1] общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК РФ, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества.

На основании пункта 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

В силу пункта 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Таким образом, юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно по решению его учредителей (участников).

Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии (пункт 2 статьи 57 Закона № 14-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

В силу пункта 6 статьи 57 Закона № 14-ФЗ срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.

 

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов (пункт 4 статьи 62 ГК РФ, пункт 3 статьи 57 Закона № 14-ФЗ).

Из приведенных положений следует, что процедура ликвидации ООО начинается с принятия общим собранием участников решения о добровольной ликвидации ООО.

Общее собрание участников также назначает ликвидационную комиссию, порядок и сроки ликвидации организации.

С момента назначения ликвидационной комиссии, к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Согласно пункту 1 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

Пунктами 1 - 3 статьи 20 Закона № 129-ФЗ[2] установлено, что сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации.

Опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица может быть осуществлено только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Таким образом, в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации ООО необходимо уведомить регистрирующий орган о том, что ООО находится в процессе ликвидации. Также регистрирующий орган следует уведомить о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора.

Отметим, что на территории Москвы регистрирующим органом является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве.

Уведомление о начале процедуры ликвидации и о формировании ликвидационной комиссии представляется по форме № Р15016, утвержденной Приказом ФНС РФ от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@.

Кроме того, на основании пункта 7 статьи 7.1 Закона № 129-ФЗ обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц подлежат следующие сведения:

н.5) уведомление о ликвидации юридического лица с указанием сведений о принятом решении о ликвидации юридического лица, ликвидационной комиссии (ликвидаторе), описания порядка, сроков и условий для предъявления требований его кредиторами, иных сведений, предусмотренных федеральным законом.

Согласно пункту 8 статьи 7.1 Закона № 129-ФЗ сведения, указанные в пункте 7 настоящей статьи, а также иные сведения, внесение которых в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц является обязательным, подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц соответствующим лицом, за исключением сведений, внесение которых является обязанностью федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Коллегия Налоговых Консультантов

оказывает и юридические услуги, в т.ч. по 

налоговым проверкам +7915-329-02-05

Пунктом 9 статьи 7.1 Закона № 129-ФЗ установлено, что сведения, подлежащие внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц лицом, на которого возложена обязанность по опубликованию соответствующих сведений, за исключением сведений, внесение которых в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц является обязанностью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, подлежат внесению указанным лицом в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение трех рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта.

Соответственно, с момента принятия решения о ликвидации в течение трех рабочих дней необходимо разместить на Федресурсе сведения о ликвидации юридического лица, о ликвидационной комиссии/ликвидаторе, порядок, условия и сроки предъявления требований кредиторами.

Пунктом 4 статьи 61 ГК РФ установлено, что с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

На основании пункта 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

Соответственно, ликвидационная комиссия, ликвидатор обязаны разместить в СМИ информацию о начале процедуры ликвидации, порядок и сроки заявления требования кредиторов, который не может быть менее двух месяцев. Кроме того, каждого кредитора следует письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица.

Отметим, что информация о начале процедуры ликвидации, порядок и сроки заявления требования кредиторов подлежат публикации в журнале «Вестник государственной регистрации»[3].

Отдельно отметим, что в связи с ликвидацией ООО письменно уведомляются сотрудники не менее чем за два месяца до планируемого увольнения (пункт 1 части 1 статьи 81, статьи 178 и 180 ТК РФ).

Кроме того, необходимо уведомить службу занятости за два месяца до начала увольнений, за три месяца до начала массовых увольнений (пункт 2 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 «О занятости населения в РФ» № 1032-1).

В соответствии с пунктом 2 статьи 63 ГК РФ после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Из пункта 3 статьи 20 Закона № 129-ФЗ следует, что руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса также предоставляется по форме № Р15016, утвержденной Приказом ФНС РФ от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@.

 

Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока, установленного для предъявления требований кредиторами (подпункт (а) пункта 4 статьи 20 Закона № 129-ФЗ);

Следовательно, по истечении срока, установленного для предъявления требований кредиторами (минимум через два месяца с момента публикации сообщения в СМИ) ликвидационной комиссией/ликвидатором составляется промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается участниками ООО.

В регистрирующий орган направляется Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме № Р15016, к которому прилагается промежуточный ликвидационный баланс.

Форма промежуточного ликвидационного баланса законодательством не утверждена. В промежуточном ликвидационном балансе должны быть отражены следующие сведения:

- состав имущества;

- перечень требований, предъявленных кредиторами, и результаты их рассмотрения;

- перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

На основании пункта 5 статьи 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ[4], в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

Таким образом, расчеты с кредиторами осуществляются после составления промежуточного ликвидационного баланса в порядке очередности.

На основании пункта 2 статьи 9 Закона № 27-ФЗ[5] страхователь представляет предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона сведения в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ в следующем порядке:

при ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) он представляет указанные сведения об уволенных в связи с этим застрахованных лицах, работавших у него, в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (принятия решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя).

Пунктом 3 статьи 11 Закона № 27-ФЗ установлено, что при ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) он представляет сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.4 настоящей статьи, в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (принятия решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя).

Таким образом, в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но до предоставления в регистрирующий орган заявления о регистрации ликвидации организации ООО следует представить сведения о сотрудниках в ПФ РФ.

В силу пункта 6 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Согласно пункту 8 статьи 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов.

Действующим законодательством предусмотрено, что имущество передается участникам после расчетов с кредиторами, при этом отсутствует прямое указание на момент осуществления такой передачи – до составления ликвидационного баланса или после.

На практике, имущество может быть передано участникам как до составления ликвидационного баланса, так и после. В зависимости от момента передачи имущества участникам, ликвидационный баланс может иметь нулевые значения, либо содержать информацию об имуществе, которое подлежит передаче участникам.

Ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией/ликвидатором и утверждается участниками ООО.

На основании пункта 9 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти[6];

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктами 2 и 2.4 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда РФ в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ.

Заявление о государственной регистрации также заполняется по форме № Р15016, утвержденной Приказом ФНС РФ от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@

Оказываем помощь в предоставлении услуги

экспресс-аудита, и оперативном получении 

аудиторского заключения. +7906-045-85-75

Коллегия Налоговых Консультантов, 8 ноября 2022 года



[1] Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ.

[2] Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

[3] Пунктом 1 Приказа ФНС РФ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации» от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ установлено, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».

[4] В силу пункта 1 статьи 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами;

Требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.

На основании пункта 2 статьи 64 ГК РФ требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

[5] Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

[6] В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, произведены все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством РФ для работников, увольняемых в связи с ликвидацией юридического лица, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел